Также: Общество, Спорт | Персоны: Вадим Дубнов

статья Последняя слеза Дэвида Симена

Вадим Дубнов, 21.06.2002
Капитан и тренер сборной утешают Дэвида Симена после матча с Бразилией, но вратарь безутешен. Фото Reuters

Капитан и тренер сборной утешают Дэвида Симена после матча с Бразилией, но вратарь безутешен. Фото Reuters

Не то чтобы я страстно болел за англичан. Я просто болел за них чуть больше, чем за бразильцев. Что было, как я сам понимал, несколько странно. Но что может быть страннее этого чемпионата? Да и очень жалко было вратаря Дэвида Симена, которого я помню ровно столько, сколько помню англичан вообще.

Словом, за бразильцев я болеть не собирался, и в том, что как минимум одного болельщика вечно оранжевые, вышедшие сей раз в итальянско-синем, чуть не лишились, виной был сам чемпионат. Конечно, бразильцы все свои игры выигрывали без всяких сомнений, они забивали, и иногда даже красиво, но одно было как-то не так: бразильцы нервничали. А нервничали потому, что трудились.

Они полностью соответствовали героическому сленгу футбольного комментатора: они боролись за каждый мяч, они играли с полной самоотдачей, они совершали ежеминутные подвиги по части воли к победе, и так далее по тексту похвал любой команде.

Кроме бразильской. Потому что бразильцы не должны трудиться. Они не должны являть образцы самоотверженности, потому что те бразильцы, которые всегда приходят из сказки, забивают столько, сколько хотят, задорно и безо всякой занудной осады Трои. Так, как это было всегда - по крайней мере тогда, когда гордые мулаты считали немного унизительным играть в европейский футбол в европейских же клубах.

Нынешние бразильцы, чья история проскальзывания через отборочное сито на японский чемпионат едва не стала самой позорной страницей национальной истории, столько, сколько хотели, забивали только Китаю. Они вымучивали победу у турок и бельгийцев - и только вместе с родственными костариканцами явили маленькое забытое чудо безоглядного и захватывающего дух футбола, когда бразильцы выиграли 5:2 и цифры в разгромном счете могли стоять ровно наоборот, просто бразильцам везло больше.

А англичане - это для знающего болельщика воплощение вечной несправедливости. Команда, ставшая чемпионом мира только однажды, целых 36 лет назад, должна была в конце концов вернуться в клуб чемпионов, пусть для этого и нужно было совершить чудо.

И момент для чуда, казалось бы настал. Англичане привезли в Японию самую, пожалуй сильную, за последние десять лет команду. И на фоне всех досад и разочарований так хотелось какого-нибудь консерватизма, а если консерватизм, то кто если не англичане. С аргентинцами они справились. С бразильцами - нет, хотя поначалу и казалось, что чудо возможно и порядок в который раз за последние две недели побьет класс. То, как англичане играли в защите в первом тайме, было шедевром даже для тех, кто любит футбол только за атаку.

А еще поначалу бразильцы трудились, нервничали и боролись. Являя мучительное душевное раздвоение - как, в конце концов, играть? Так, как заповедано генетически, Гарринчей и Сократесом, или как это теперь принято в Европе и, стало быть, в мире, - с едиными тактическими схемами, которые просто надо реализовать лучше других, и беспощадными подкатами прямо в берцовую кость?

Бразильцы сделали выбор минуте на сороковой. То, что сделал Роналдиньо, было не просто сольным проходом и уникальным пасом - это мы видели и раньше. Это было бунтом. Это было, наконец, той другой игрой, которую нельзя измерить процентным соотношением владения мячом. Бразильцы, кстати, не имели преимущества - ни игрового, ни территориального в привычном понимании этих терминов. У них, если честно, то и моментов не было помимо тех, которые придумал Роналдиньо. Но в той игре, которую на сороковой минуте вспомнили бразильцы, это совершенно и не нужно. И если бы Ривалдо промахнулся, если бы Симен не вышел так увлеченно вперед во время штрафного, Роналдиньо придумал бы что-нибудь еще. Или Ривалдо. Или Роналдо. Или выпустили бы Денилсена - сколько же у бразильцев, интересно, волшебников, если такого, как Денилсен, они выпускают только в конце игры, а с англичанами они справились и вовсе без него?

И кстати, без Роналдиньо - бразильское вдохновение не ведает, как легко по-прежнему испортить чудо формальной судейской правотой. Ну что такого сделал Роналдиньо, герой и маленький маг, достойный играть в любой сборной бразильской истории? Но спасибо судье-мексиканцу - он тоже сработал на чудо. Удаление Роналдиньо окончательно сломило англичан, сыгравших, кажется, одну из лучших своих игр. Численное превосходство не сыграло с ними плохую шутку, просто стало еще ясней, что в той игре, в которую иногда играют бразильцы, численное превосходство - сущий пустяк, которого было и не заметить.

Англичане проиграли достойно. Без всяких сетований на травмы Оуэна и Бекхэма и преклонность годов Симена. Они не постеснялись обреченностью своей игры во втором тайме показать, что будь их лидеры на пике формы, это бы их не спасло. Они действительно очень сильны - но немного в другой игре, в той, к которой мы привыкли между чемпионатами, которой восторгались, в нетерпении ожидая настоящей фиесты. И не стоит сокрушаться оттого, что эта дуэль случилась так рано. Было бы куда обиднее, если бы настоящий футбол мы увидели только в финале. А слезы Симена были куда выразительнее вместе взятых слез французов и аргентинцев.

ИНФОРМБЮРО: Чемпионат мира по футболу

Вадим Дубнов, 21.06.2002