Также: Общество, Спорт | Персоны: Борис Соколов

статья Тоталитарный футбол появился раньше тотального

Борис Соколов, 31.05.2002
Сборная Уругвая на чемпионате 1930 года. Фото с сайта BBC News

Сборная Уругвая на чемпионате 1930 года. Фото с сайта BBC News

Первый чемпионат мира по футболу состоялся в 1930 году в Уругвае. В то время путешествие из Старого Света в Новый было удовольствием отнюдь не дешевым, и большинство европейских сборных мировой чемпионат проигнорировали. А вот следующий чемпионат в Италии в 1934 году бойкотировали уже первые чемпионы мира - уругвайцы. Однако, судя по всему, бойкот был вызван отнюдь не протестом против фашистского режима Муссолини. Официально Уругвай отказался от участия в итальянском чемпионате, мотивируя это решение тем, что европейские сборные не приехали на предыдущее первенство в Монтевидео. Действительной же причиной был страх уругвайской команды бесславно проиграть итальянцам, победа которых легко прогнозировались. Муссолини денег на футбол не жалел, а в победе своей команды видел торжество принципов фашизма. И итальянцы в родных стенах победили, равно как и через четыре года на третьем мировом чемпионате во Франции.

Дальше в спортивной жизни Европы был перерыв, вызванный Второй мировой войной. По-настоящему же политика ворвалась на футбольное поле во время Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки, в которых впервые участвовала команда СССР. В одной восьмой финала наша футбольная сборная встречалась со сборной Югославии. Иосип Броз Тито тогда был злейшим врагом Сталина, советская пропаганда именовала его всеми позорными кличками - казенные остряки даже изобрели специальное слово "брозтитутка". И от советских футболистов в категорической форме требовали одолеть команду, представляющую "фашистскую клику Тито - Ранковича", недвусмысленно угрожая суровыми карами в случае поражения.

Тот матч в Тампере сложился на редкость драматично. После первого тайма югославы вели 4:0. Но наши футболисты не пали духом даже тогда, когда за 15 минут до конца игры счет был 1:5. За последние четверть часа игры они смогли забить четыре мяча и свести вничью, казалось бы, безнадежно проигранную встречу. Дополнительные полчаса не выявили победителя. Нашим тогда не повезло. Два раза югославские ворота спасала штанга и перекладина. А вот на переигровку сил у сборной СССР уже не хватило. Сутки спустя она проиграла со счетом 1:3.

Финские газеты, несмотря на поражение советских футболистов, восхищались их игрой: "Русские играли великолепно. Это команда очень высокого класса. А Всеволод Бобров и Леонид Иванов - звезды мировой величины". Но в Москве решили иначе. И последовали оргвыводы ("звезд мировой величины", правда, наказывать не стали). Команда ЦДСА, составлявшая основу футбольной сборной страны, была расформирована. Курировавший спорт в армии сын Сталина Василий, который и убедил отца отправить наших спортсменов на Олимпиаду в Хельсинки, был снят с поста командующего авиацией Московского военного округа и сослан учиться в академию. Лишились своих постов несколько спортивных чиновников, ответственных за футбол. Пострадали и футболисты. Тренера ЦДСА Бориса Аркадьева, игрока ЦДСА Валентина Николаева и игрока "Динамо" Константина Бескова лишили звания "заслуженный мастер спорта", а футболистов Константина Крижевского из команды ВВС и Анатолия Башашкина из ЦДСА - звания "мастер спорта". Всех четырех игроков также дисквалифицировали. Возможно, от более серьезных репрессий всех спасла смерть Сталина, последовавшая через семь месяцев после Олимпиады.

В следующий раз политические страсти разгорелись во время чемпионата Европы 1964 года в Испании. Советская сборная, победившая в первом розыгрыше Кубка Европы в 1960 году, на этот раз дошла до финала, где встретилась с испанцами. Москва требовала победить во что бы то ни стало, поскольку команда противника представляла страну, где, по тогдашней советской терминологии, правил "фашистский режим Франко". Но нашим ребятам не повезло. За 6 минут до конца встречи испанцы забили решающий гол и победили 2:1 - к вящей радости каудильо Франсиско Франко, находившегося на трибуне и активно "болевшего" за своих. Политбюро отреагировало немедленно. Главного тренера сборной СССР Константина Бескова с позором отправили в отставку. Но футболистов на этот раз не тронули - все-таки времена были уже не сталинские.

Иногда соединение политики и футбола вело к трагическим последствиям. Так, в 1970 году страсти футбольных болельщиков после матча между сборными Гондураса и Сальвадора за выход в финальную стадию чемпионата мира (победили сальвадорцы, но гондурасцы пеняли на необъективное судейство) спровоцировали двухнедельный вооруженный конфликт между двумя государствами, который вошел в историю под названием "футбольной войны".

Следующий крупный футбольный политический скандал тоже оказался связан с Латинской Америкой. В сентябре 1973 года в Чили произошел военный переворот. Армия во главе с генералом Аугусто Пиночетом свергла поддерживавшегося Советским Союзом президента Сальвадора Альенде, который покончил с собой. Тысячи сторонников Альенде были арестованы и заключены на футбольном стадионе Сантьяго, превращенном в концлагерь. А сборной СССР выпало разыгрывать со сборной Чили путевку в финал мирового чемпионата 1974 года в ФРГ. Первый матч в Москве закончился нулевой ничьей. Советское руководство приняло решение, что советские футболисты ни под каким видом не будут играть на Национальном стадионе в Сантьяго, где совсем недавно томились в заключении сотни и тысячи коммунистов. Когда не удалось добиться переноса ответного матча в нейтральную страну, советские футболисты по приказу политического руководства не поехали на встречу в столицу Чили. В день, когда должен был играться ответный матч, чилийцы закатили мяч в пустые ворота. Сборной СССР было засчитано поражение со счетом 0:1, и она осталась за бортом чемпионата мира.

Навстречу чужому празднику - Грани.Ру, 31.05.2002
Человек, который качался (памяти Валерия Лобановского) - Грани.Ру, 14.05.2002
Чемпионаты мира в вопросах и ответах
ИНФОРМБЮРО: Чемпионат мира по футболу

Борис Соколов, 31.05.2002