Разгромлен Правозащитный центр Казани
В четверг днем на офис Правозащитного центра города Казани было совершено нападение. На месте происшествия находилась главный редактор правозащитного сайта Колокол.Ру Женя Снежкина. Она сообщила Граням.Ру, что в одну из комнат офиса ворвались двое неизвестных в масках. Они разгромили всю офисную оргтехнику, после чего скрылись. Лишь после того, как завершились следственные действия, Жене Cнежкиной удалось получить свои вещи, находившиеся в офисе, и выехать в Москву. Подробный рассказ об инциденте и пресс-конференции казанских правозащитников будет опубликован на сайте Колокол.Ру.
Ранее в этот день Правозащитный центр провел презентацию изданной организацией книги "Пытки в Татарстане. Факты".
С 6 марта - момента выхода в свет первой книги о пытках, изданной центром, - казанские правозащитники неоднократно подвергались разнообразным формам давления. Так, на 1 июня назначена проверка всей деятельности центра сотрудниками УБЭП, а 25 марта отец бывшего директора центра Павла Чикова нашел на пороге своей квартиры гранату Ф-1.
В четверг во время презентации книги заместитель пресс-службы МВД республики намекнул журналистам, что эпизод с гранатой мог быть инсценирован правозащитниками в целях саморекламы, и заверил собравшихся в полной непричастности МВД республики к фактам притеснения сотрудников центра.
Руководитель Правозащитного центра Наталья Каблова сказала Жене Снежкиной, что не склонна связывать случившееся с действиями милиции. По ее мнению, это провокация, имеющая целью "стравить" правозащитников с правоохранительными органами.
Комментарий
Находчивый пресс-секретарь татарской милиции весьма вовремя выступил со своим намеком на то, что Павел Чиков подбросил гранату под дверь квартиры собственного отца в целях саморекламы. Развивая эту мысль, можно предположить, что и преследуют себя правозащитники сами - сугубо в целях самобичевания и последующего самосовершенствования. Ну, и еще - чтобы быть наготове.
Последствия нападения на офис правозащитного центра предсказать довольно просто. Никаких неизвестных в масках, громивших чужое имущество, скорее всего, не найдут, но мысль, высказанная пресс-секретарем, несомненно, получит продолжение: самореклама правозащитников будет предложена как одна из версий. Вполне вероятно также, что историю используют для подтверждения все более популярного в последнее время тезиса о "срастании неправительственных организаций с криминалом". Почему бы не сказать, к примеру, что офис был разгромлен "кормящей рукой", которую правозащитники, скажем, по неосторожности, "укусили"? А даже если не "кусали" - в Минюсте давно вполне прозрачно намекают, что, мол, криминал только и делает, что стравливает правозащитные организации с правоохранительными.
Впрочем, версий будет множество. От первой напрашивающейся мысли о том, что "не совсем же дураки работают в милиции, чтобы устраивать такое в тот самый момент, когда правозащитники жалуются на преследования", до столь же имеющего право на существование предположения, что инцидент как раз и призван был показать, что жаловаться бесполезно...
Справка
Фонд ''Общественный вердикт''
Фонд "Общественный вердикт" создан в феврале 2004 года как некоммерческая организация, оказывающая помощь лицам, пострадавшим от неправомерных действий российских правоохранительных органов. Среди учредителей фонда – известные российские правозащитные и благотворительные организации - Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал"; Московская Хельсинкская группа; РОО "Открытая Россия"; Международный фонд "Демократия"; Фонд "Регионы России". Правозащитный Центр Казани является одной из семи региональных партнерских организаций Фонда "Общественный вердикт".
Дословно
Вадим Сипров
Общественный контроль за деятельностью правоохранительных органов – важный институт гражданского общества, который позволяет сократить масштабы неправомерных действий правоохранителей и помочь людям, пострадавшим от произвола. Фонд "Общественный вердикт" готов защищать свои региональные партнерские организации и будет информировать общественность о препятствиях профессиональной деятельности правозащитников. Эти помехи работе Правозащитного Центра можно расценивать как желание не допустить распространения информации о выявленных и подтвержденных фактах произвола.
Грани.Ру, 27.05.2004
Наталья Каблова
Постоянные проверки деятельности организации, проводимые различными структурами МВД, лишили правозащитников возможности исполнять свой общественный долг – то есть помогать жителям республики, пострадавшим от неправомерных действий правоохранительных органов.
Грани.Ру, 27.05.2004