статья Ураном воевали еще во Вторую мировую

Борис Соколов, 11.01.2001

Нынешний скандал вокруг боеприпасов с урановыми сердечниками, используемыми воинскими контингентами стран НАТО на Балканах, возник совершенно внезапно и не только поколебал единство североатлантических рядов, но и поставил вопросы, на которые в ближайшем будущем вряд ли будут даны однозначные ответы.

Связано ли использование ракет и снарядов с компонентами из обедненного урана с повышенным уровнем заболеваемости лейкемией военнослужащих миротворческих сил в Боснии (выявлено уже не менее 30 случаев)? Логика как будто подсказывает, что нет. Ведь концентрация радиоактивных изотопов в боеприпасах столь мала, что не может повредить здоровью даже тех солдат и офицеров, которые постоянно имеют с ними дело. И, казалось бы, в первую очередь должны были пострадать американские военнослужащие, имеющие отношения к хранению и использованию таких снарядов. Однако как раз в американской армии жалоб на "балканский синдром" до сих пор не поступало. Совершенно невероятно, что "джи-ай" получили какой-то сверхстрогий приказ, запрещающий предъявлять претензии по поводу заболеваний, приобретенных во время службы в "горячих точках". Памятуя о чрезвычайно развитой в США системе юридической зашиты прав личности, военнослужащие могли бы рассчитывать на весьма солидное возмещение ущерба, перспектива которого перекрыла бы любой страх перед командованием.

Предположение же о том, что причина болезни - в размещении миротворцев в тех местностях, где перед этим рвались урановые боеприпасы, вообще кажется абсурдным. При взрыве частицы урана рассеиваются на большой территории, и уровень радиоактивности многократно понижается. Правда, некоторые эксперты утверждают, что перешедший в аэрозольную форму уран мог попасть в легкие, вызвав тем самым химическое отравление, поражающее прежде всего печень. Но у миротворцев-то выявлен лейкоз, а не цирроз. К тому же заболело и несколько военнослужащих НАТО, дислоцировавшихся на территории Хорватии, где злополучные боеприпасы вообще не применялись. Нет пока жалоб и со стороны местного населения, которое, правда, пока не подвергалось столь же тщательному обследованию, как солдаты миротворческого контингента.

Добавлю, что урановые сердечники - отнюдь не американское изобретение последнего десятилетия. Они использовались Германией еще в конце Второй мировой войны. Только не в качестве нового слова в вооружении, а просто от большой нужды в бронебойных снарядах, для которых недоставало менее экзотического сырья. Как свидетельствовал позднее министр вооружений рейха Альберт Шпеер, когда выяснилось, что создать атомную бомбу из-за массированных неприятельских бомбардировок немцы в ближайшие годы не успеют, накопленному урану нашли другое применение: "Летом 1943 года прекращение импорта вольфрама из Португалии поставило под угрозу производство определенного вида боеприпасов, и я распорядился использовать для этого урановое сырье. Мы передали на военные заводы 1200 тонн урана и тем самым наглядно продемонстрировали, что полностью отказались от идеи создания атомной бомбы".

Однако, насколько известно, среди солдат вермахта повышенной заболеваемости раком крови не наблюдалось. Может быть, памятуя об этом опыте, командование бундесвера заявило, что не будет специально обследовать своих солдат, побывавших на Балканах. Впрочем, в середине 40-х еще ничего не знали о лучевой болезни.

Что же послужило причиной "балканского синдрома"? То, что он как-то связан с миссией миротворцев на Балканах, уже не вызывает сомнения. Но урановые ли сердечники вызвали загадочную вспышку лейкемии? Возможно, здесь мы имеем дело с каким-то ранее неизвестным результатом взаимодействия с окружающей средой взрывающихся урановых боеприпасов. Но не исключено, что верна и американская версия: все дело в комплексе прививок, которые получали миротворцы перед отправкой в Боснию. В любом случае, пока не будет выявлена истинная причина "балканского синдрома" (а на это могут уйти годы), сохранится как трещина в отношениях союзников по НАТО, так и неопределенность в отношении дальнейшего использования такого эффективного, но, возможно, небезопасного оружия как боеприпасы с урановыми сердечниками.

Борис Соколов, 11.01.2001