Также: Общество | Персоны: Виталий Портников

статья Бразаускас добился своего

Виталий Портников, 03.07.2001

Хорошо помню Альгирдаса Бразаускаса в ночь после последних парламентских выборов - усталого, но весьма удовлетворенного результатами левых. Бразаускас возглавил социал-демократическую коалицию как знаковая фигура, возглавил после настойчивых уговоров соратников, опасавшихся, что без Бразаускаса, и после ухода с поста президента страны оставшегося самым популярным и авторитетным политиком Литвы, они уступят первенство в новом сейме двум новым партиям, возглавляемым молодыми политиками Артурасом Паулаускасом и Роландасом Паксасом. Возможно, Бразаускас, уже написавший мемуары и ушедший на пенсию возглавлять фонд своего имени, и не согласился бы на возвращение. Но его с момента отставки с поста президента не оставляло стремление доказать самому себе, что литовское общество все еще его уважает, все еще к нему прислушивается.

Дело в том, что в Литве, в отличие от России, президент не может порекомендовать народу своего наследника. Но Бразаускас явно симпатизировал бывшему генеральному прокурору Литвы и нынешнему спикеру сейма Паулаускасу. А литовцы избрали своим новым президентом американского гражданина Валдаса Адамкуса, отношения с которым у Бразаускаса не сложились изначально.

Многие наблюдатели рассчитывали, что во главе с Бразаускасом социал-демократы смогут добиться успеха, но мало кто верил, что они смогут претендовать на власть. И поэтому готовность Бразаускаса возглавить правительство стала неприятным сюрпризом для президента Адамкуса. Естественным коалиционным партнером социал-демократов становился "Новый союз" Паулаускаса - партия наскоро слепленная, популистская и в общем-то левоцентристская. Но Адамкусу удалось убедить Паулаускаса и бывшего премьер-министра Паксаса, возглавившего незадолго до выборов Либеральную партию, создать коалицию без социал-демократов. Литовские журналисты рассказывают, что Бразаускас был чудовищно обижен - и прежде всего тем, что его протеже Паулаускас в течение нескольких дней прятался от него, не подходя к телефону. А в маленькой Литве непросто спрятаться от бывшего первого секретаря и президента.

Бразаускас вновь подумывал о уходе из большой политики, но его удержали вполне резонным соображением, что отставка правительства Паксаса - это вопрос времени. Либералам и "Новому союзу" нечего было делать в одной коалиции, и в конце концов это понял даже покровитель этого объединения президент Адамкус, выступивший по телевидению с призывом допустить социал-демократов во власть.

К тому же в Литве приближается время президентских выборов. И как это нередко бывает, президентом хочет стать чуть ли не каждый политик. Разумеется, очень хочет Паулаускас, уступивший Адамкусу в прошлый раз лишь несколько десятых процента. И очень хочет Паксас, ставший очень популярным в последние годы. Оба понимали, что если не допустить Бразаускаса к власти, обиженный экс-президент возьмет реванш на выборах главы государства - и прощай, мечта!

К тому же если пост председателя сейма - хорошая стартовая позиция для участия в выборах президента, то пост премьера - не очень. Паксасу нужно было уйти, Паулаускасу - остаться, Бразаускасу - стать премьер-министром. Все получилось ко взаимному удовольствию, к тому же Литва попала в сводки мировых новостей как страна, не забывающая своих харизматических лидеров. Недоволен только руководитель самой маленькой фракции сейма Витаутас Ландсбергис. Его вечный оппонент Бразаускас опять на коне, а он, Ландсбергис, больше ни на что не влияет. Но что поделаешь - с самых первых дней литовской независимости и соперничества независимой компартии Бразаускаса с "Саюдисом" Ландсбергиса Бразаускас был похаризматичнее.

Виталий Портников, 03.07.2001