Очень вкусный немецкий обер-лейтенант, с молодой картошечкой!
Листовки, печатавшиеся в годы Великой Отечественной войны обеими воюющими сторонами, порой представляли собой настоящие литературные произведения. Тексту одной из них, распространявшейся летом и осенью 1942 года командованием русских добровольческих частей вермахта в районе Рославля (Смоленская область), мог бы позавидовать современный постмодернист. Приводим его по архивному оригиналу (РГАСПИ, ф. 625, оп. 1, д. 37, л. 355):
"ВОЗЗВАНИЕ
Русский народ!
На седины твоих стариков, на головы твоих мужчин и женщин, на твоих детей пал неслыханный позор! ВсЈ то, что ты сейчас прочтЈшь, это - не бред сумасшедшего, это показания русских, данные русским в присутствии русских. Записывали показания русские люди и русские люди скрепили своими подписями эти потрясающие документы.
Глаза застывают в ужасе, и рука отказывается писать. Если мы решаемся обратиться к тебе, русский народ, с этим воззванием, то только потому, что мы верим в тебя, верим, что в твоей груди бьется человеческое сердце, что лучшие человеческие чувства - благородство, честность и уважение к человеку - еще не окончательно умерщвлены в тебе большевиками за четверть века их растлевающего владычества. Мы верим, что ты вместе с нами содрогнешься от ужаса перед преступлением, совершенным бандой извергов из хутора Ржавец. Эта банда из 22 человек, из них 8 женщин, имела своим главарем жида политрука Железина; она называла себя партизанами, борцами за свободу и честь своей родины. Она коварно напала на ветеринарный обоз, сопровождаемый 12 человеками - 10 немцами и двумя русскими. Три человека было убито. 9 человек, из них 3 раненых, были взяты в плен. Убитые были ограблены. Золотые кольца с их пальцев не удалось снять, тогда отрубили пальцы, на которых они были одеты. 9 человек были подвергнуты пытке: им отрезали уши, носы, вырезали щеки, отрезали половые органы, вырвали глаза; у русских отрубили руки и ноги. Еще у живых срезали мякоть мяса с груди, зада, ног, рук. Получили около 25 килограммов мяса, как показал один из виновных. Сварили его в котле с картошкой. Достали 15 бутылок водки и устроили пир. Главарю банды, жиду-политруку Железину приготовили, по его заказу, особенное блюдо - ему изжарили с луком 18 яиц из половых органов замученных.
Читая это, вы не верите своим глазам, русские люди. И мы тоже не верили, читая показания виновников. Мы решились оповестить об этом ужасе всех, только после того, как убедились в том, что все это - ИСТИННАЯ ПРАВДА.
Да и так ли это невероятно, если мы повторим, что во главе этой банды извергов стоял жид-политрук Железин, если напомнить, что такими жидами-коммунистами держались дьявольские ЧК, ГПУ, НКВД, если напомнить, какой ужас они вселяли своим бесчеловечьем в твои сердца, русский народ, позволяя этим сталинской банде всячески над тобой издеваться.
Но ужасы застенков и концлагерей ЧК, ГПУ и НКВД еще ждут своего полного разоблачения. Этот же факт ПЫТОК и ЛЮДОЕДСТВА перед вашими глазами, русский народ. Найдите же в себе мужество взглянуть этому факту прямо в глаза. Германский народ знал, что хотят сделать из русского народа большевики! Но он верит, что русский народ не испорчен ими до конца!
Германский народ верит, что русские люди отрекутся от большевицких отродий, взращенных большевиками извергов, и вместе со своими передовыми отрядами - русскими солдатами - русской самообороны - истребят их до конца.
РУССКИЙ НАРОД!
Отрешись от большевицкого духовного наследия - бесчеловечного отношения к человеку.
СМОЙ С СЕБЯ ПОЗОР преступления Железина БЕСПОЩАДНОЙ БОРЬБОЙ с подобными ей бандами.
Прежде всего помоги РАЗЫСКАТЬ остальных непосредственных виновников этого жуткого злодеяния - банду жида-политрука Железина и его самого.
КОМАНДОВАНИЕ РУССКИХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ОТРЯДОВ".
Далее следовал "СПИСОК ЛИЦ, РАЗЫСКИВАЕМЫХ в связи с ужасным преступлением" из 129 человек. В этом списке командир партизанской группы "Аркадий", который 20 октября 1942 года прислал листовку начальнику Центрального штаба партизанского движения Пантелеймону Пономаренко, сделал пометки против двух фамилий: "65. Новиков Александр, к-др партизанской группы "Аркашка" - старший моей группы в Боболево. Повешен немцами"; "66. Виноградов, батальонный комиссар партизанской группы "Аркашка" - под этой фамилией мой "Николай" Бейненсон работал в пос. Первомайский". Можно не сомневаться, что и остальные партизаны и подпольщики в списке были реальными людьми, но многие из них фигурировали под вымышленными именами или кличками.
Первая половина рассказа - о нападении партизан на немецкий обоз и последующих пытках и убийстве пленных - выглядит вполне правдоподобно. Сохранилось достаточно немецких донесений об обезображенных трупах немцев и полицейских, попавших в плен к партизанам. Например, в обзоре партизанского движения, составленном начальником Тайной полевой полиции германских сухопутных сил 31 июля 1942 года, утверждалось: "Один из полицейских был ранен и попал в руки партизан. Сначала они полностью раздели раненого и оставили его лежать в снегу при 40-45 градусах мороза: После этого на глазах у офицеров и жителей деревни был изувечен лежавший в снегу раненый полицейский. Его конечности были поочередно переломаны и затем отрублены. Эта мучительная смерть полицейского должна была явиться предупреждением всем прогермански настроенным жителям деревни. У одного убитого служащего ГФП партизан отрезал запястье руки, чтобы снять надетое на палец кольцо. Другой служащий ГФП, получивший несколько ранений и ещЈ подававший в бессознательном состоянии признаки жизни, был убит партизаном несколькими выстрелами в голову и затем ограблен" (РГАСПИ, ф. 625, оп. 1, д. 43, л. 87-88). Надо, конечно, помнить, что немецкие зверства по масштабам многократно превосходили партизанские.
А вот каннибальско-гастрономическая часть листовки выглядит литературной фантазией и, как и произведения постмодерна, должны вызывать у читателей не ужас и отвращение, а смех. Хотя захваченные в плен участники нападения под пытками могли показать все, что угодно, вплоть до того, что "жид политрук Железин" пьет кровь христианских младенцев. При этом надо признать, что случаи каннибализма среди партизан встречались, но объектом людоедской трапезы обычно служил только что умерший свой брат партизан, да и то лишь в условиях жесточайшего голода, вызванного блокадой. Так, 9 июня 1942 года начальник политотдела Приморской армии Бочаров доносил в ГлавПУР: "Партизанские отряды, действующие в Крыму, окружены враждебным татарским населением. В результате голодают, увеличилась смертность, отмечены случаи людоедства. Армия не в состоянии обеспечить 2000 партизан продуктами и обмундированием из-за ограниченности ресурсов, транспортных самолЈтов, парашютов. Прошу Ваших указаний Кавказскому фронту обеспечить снабжение отрядов" (РГАСПИ, ф. 625, оп. 1, д. 29, л. 493). Рославльские же партизаны захватили скот и, несомненно, могли утолить голод более традиционным способом.
Людоедский эпизод выглядит цитатой из "Месяца в Дахау" или "Hochzeitsreise" Владимира Сорокина. Может быть, листовку писал эмигрант, знакомый с французскими или немецкими изданиями романов маркиза де Сада. В одном из них, "Новая Жюстина", русский граф Минский вкушает пирог с начинкой из мужских яичек и колбасы, начиненные кровью девственниц. А если автор листовки не покидал пределов России, то он мог вспомнить рассказ Евгения Замятина "Арапы", появившийся в 1920 году и пародировавший обычное оправдание "своего" и порицание "чужого" террора обеими сторонами в Гражданской войне. Там на острове Буяне воюют друг с другом племена краснокожих и арапов: "Нынче утром арапа ихнего в речке поймали. Ну так хорош, так хорош: весь - филейный. Супу наварили, отбивных нажарили - да с лучком, с горчицей, с малосольным нежинским... Напитались: послал Господь!"
Когда арапы, в свою очередь, делают шашлык из краснокожего, его соплеменники возмущаются:
- Да на вас что - креста, что ли, нету? Нашего, краснокожего, лопаете. И не совестно?
- А вы из нашего отбивных не наделали? Энто чьи кости-то лежат?
- Ну что за безмозглые! Дак ведь мы вашего арапа ели, а вы - нашего краснокожего. Нешто это возможно? Вот дайте-ка, вас черти-то на том свете поджарят!
По этому же принципу советская пропаганда, естественно, говорила только о зверствах вермахта и СС, а германская - о зверствах красноармейцев и партизан, закрывая глаза на точно такие же деяния "своих". Литературность листовки вызывала у читателей не ужас, а смех. Она наверняка имела пропагандистский эффект, но совсем не тот, на который рассчитывали немцы. Авторы листовки издевались над своими хозяевами - хороши "сверхчеловеки", чьими яйцами закусывают "жиды-комиссары"! Вспомним Джека Лондона: "Очень вкусный белый человек с бататом".
В то время в районе Рославля действовали отряды Русской Национальной Народной Армии (РННА), созданной русскими эмигрантами из военнопленных. Командовал ею Константин Кромиади, выступавший под псевдонимом полковник Санин. Он был не чужд литературы и после войны выпустил неплохие мемуары. Осенью 41-го Кромиади работал в немецких лагерях для военнопленных и был потрясен условиями, в которых находились его соотечественники, обреченные на голодную смерть. Иллюзий насчет немцев - "освободителей России" у Кромиади не осталось. Он вполне мог быть автором замечательной листовки про партизан-каннибалов, лихо закусывающих яйцами и филейными частями арийцев.
Антисемитизм (досье Граней.Ру)
Владимир Сорокин (досье Граней.Ру)