Также: Общество

статья Люди в черном

Олег Дорофеев, 10.04.2001
Фото Corbis

Фото Corbis

"Частной собственности - частную охрану". Под таким лозунгом строился негосударственный охранный бизнес в первой половине 90-х годов. Его становление по времени совпало с реорганизацией и сокращением спецслужб и силовых ведомств. Поэтому большей частью крупных охранных предприятий и объединений руководят выходцы из МВД, ФСБ, ГРУ, пограничных войск, а управленческий костяк многочисленных частных охранных предприятий (ЧОПов) и служб безопасности составляют офицеры запаса.

Тогда же под видом охранных структур криминальные авторитеты легализовали собственные штурмовые отряды, а верную братву записали в "телохранители". И хотя с законопослушными ЧОПами этих оборотней ничего не связывало, тень упала на весь охранный бизнес. Криминальная прослойка ныне практически сошла на нет: часть бандитов полегла на "стрелках", других лишили лицензии на охранную деятельность. Но осадок в душе милицейского начальства остался. МВД, ведущее, кстати, собственный охранный бизнес, так и не снизошло до полного и безоговорочного признания частных охранных предприятий. Один из не последних в министерстве чинов как-то обмолвился в публичном выступлении: "Не будь частных охранных структур на рынке, сразу же объекты приберут к рукам другие криминальные структуры".

Только в Москве сегодня насчитывается около трех тысяч ЧОПов и служб безопасности. В охранном бизнесе свои небоскребы и "хрущoбы". Как говорит генеральный директор объединения негосударственных предприятий безопасности "Бокс-центр" Валерий Величко, на одном полюсе - около двадцати крупных фирм с многолетним стажем работы, численностью несколько сотен человек. Рядом с ними борются за место под солнцем сотни "выскочек". Несколько человек создают охранное предприятие под конкретный заказ коммерческой структуры. Срок жизни мини-ЧОПов, как правило, недолог - до первой серьезной налоговой проверки. Работают они исключительно на "черном нале", за счет чего заработки у них выше, чем у "грандов". "Если налоговая полиция прочтет в договоре, что за один пост фирма платит охранному предприятию доллар в час, значит, проверяющих водят за нос. При таких расценках за оказываемые услуги ЧОП существовать не сможет".

В среднем зарплата охранника в Москве составляет 4,5-5 тысяч рублей. За счет недоуплаты налогов мелкие фирмы поднимают оклад до 8 тысяч и, по утверждению старожилов охранного бизнеса, "развращают рынок", переманивая людей и отбирая заказы у крупных ЧОПов, которые стремятся работать по-честному. По мнению Величко, если налоговая полиция и лицензионно-разрешительная система установят действенный контроль за всеми ЧОПами, в столице останется от силы пятьсот охранных предприятий.

В первые годы работа охранника считалась высокооплачиваемой и престижной. Симптомы кризиса наметились еще до августовского обвала, после которого охранные услуги подешевели на 30 - 40 %. До августа 1998 года средняя стоимость одного часа работы охранника без оружия колебалась от 3 до 5 долларов. Сейчас это 1,5-2 доллара. Вооруженный сотрудник ЧОПа всегда ценился примерно на полтора доллара выше.

Охранная деятельность оказалась чрезвычайно емким рынком занятости. Когда под нож сокращения попали целые армейские дивизии, ЧОПы пригрели тысячи офицеров-отставников. Однако грядущего сокращения силовых ведомств (только Вооруженные силы "ужмутся" на 365 тысяч человек) в охранных предприятиях ждут как цунами, которое накроет и без того перенасыщенный рынок. На каждую вакансию претендуют по нескольку человек с лицензией охранника.

Этот бизнес переживает сейчас не лучшие времена. Валерий Величко признается: "Сегодня, когда для большинства ЧОПов стоит вопрос о выживании, я бы не смог создать охранное предприятие. Одежда, оружие, спецтехника, автомобили - все это было нажито в первой половине 90-х. Вот только один пример навязанных сверху "издержек". За последние годы я был вынужден четыре раза переодевать своих людей. Сначала закупил за бесценок армейский камуфляж, в котором и ходили мои ребята, пока московское правительство не запретило военизированную форму. С тех пор фасон и цвет определяют в лицензионно-разрешительной системе МВД. Была разработана серая форма частного охранника на основе милицейской. Потратился я на новый гардероб для всех сотрудников фирмы, а это двести человек. И тут новый привет от "модельеров", которые сочли, что сотрудников ЧОПов почти невозможно отличить от милиционеров, и установили новую "спецодежду", на этот раз черного цвета".

У охранников есть свои профессиональные заболевания - тромбофлебит, нервные расстройства, вызванные постоянными стрессами. А вот официального "признания" профессия эта не получила. Без малого десять лет существуют охранные структуры, но до сих пор их руководители шлют в правительство "челобитные", убеждая внести профессии "охранник" и "сыщик" в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих и в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Олег Дорофеев, 10.04.2001