Черный угол на родине Ленина
Несколько лет назад я участвовал в проекте Кестонского института по исследованию религиозного ландшафта России. Мы ездили по стране, встречались с представителями разных религиозных течений, беседовали с ними, а потом описывали их. Всего мы объехали около 60 городов и в каждом провели не меньше недели. Одна из поездок была в Ульяновск, где я почему-то надеялся помимо известных религиозных групп найти секту ленинопоклонников. Я убеждал своего коллегу в их непременном существовании, ходил в ленинский музей, но ничего не выяснил, кроме того, что его крестили в лютеранской церкви. В процессе этих розысков мне посоветовали познакомиться с человеком, который работает на местном телевидении и снимает православные программы.
Звоню. Он объясняет, что у него съемки и рано он встретиться не может. Договариваемся увидеться часов в 9 вечера. В назначенное время спускаюсь в фойе бывшей гостиницы обкома партии, ныне просто "Октябрьской", и вижу юношу лет двадцати с небольшим. У него длинные волосы, одухотворенное лицо. Я думаю: "Этот". Спрашиваю: "Вы с телевидения?" "Да, - кивает он, - с телевидения". Приглашаю в номер. "А я, - говорит он, - с дамой". Действительно, выходит дама - маленькая, черненькая, худенькая, как потом выяснилась, балерина. Очень стильная женщина лет 40, слегка играющая демоническую. С первого взгляда ясно, что эта экстравагантная пара - любовники. Мы поднимаемся по лестнице, и я к нему обращаюсь по имени того человека, которому звонил - Петр. "А я не Петр, - говорит вдруг он. - Вы разговаривали не со мной, а с моим начальником. Но я тоже работаю на телевидении. Просто я сказал Петру, что пойду вместо него. Меня зовут Володя, я лучше в этом деле разбираюсь, и вообще-то я тот человек, который вам нужен".
Я слегка удивился: первый раз у меня было так, чтобы мальчика подменили. Ну ладно. Проходим. Они садятся. Я интересуюсь, почему они считают, что действительно нам нужны. "А мы сатанисты", - объявляют они. Я даже обрадовался, потому что мы к тому времени уже года два проездили по стране, какой только твари не видели, но сатанисты нам ни разу не попадались. Хотя я активно и не искал, но обычно вроде не ищешь, а вдруг натыкаешься на человека, и он оказывается из какой-нибудь такой выпендрежной языческой секты, что ты и не подозревал, что такое бывает.
Мы с коллегой заинтересовались: сидим, разговариваем. И начинаем им конкретные вопросы задавать, причем очень простые. Для того чтобы понять, что собой представляет религиозная организация, нужно узнать, давно ли они образовались, как они организованы, зарегистрированы или нет. Это первый круг вопросов. Второй круг уже более предметный, касающийся сути веры: что вы исповедуете, во что вы верите? По первому кругу вопросов юноша еще что-то сказал, из чего следовало, что он чуть ли не родился сатанистом. А по второму кругу вопросов идет пробуксовка. Объяснить, как верят, как у них устроен мир, как загробная жизнь, что они подразумевают, когда говорят "сатана", они не могут. А для нас это самое главное. Если мы выясним, какую функцию у них выполняет божество, а потом нам повезет и мы найдем других сатанистов - не шпану, которая кошек душит на кладбище, а интеллектуальных, способных изложить на вербальном уровне основы веры, - можно будет понять, существует ли вообще в России движение сатанистов, разрозненные это группы или некое единое течение, которое руководится каким-нибудь страшным человеком.
Поэтому мы стали им те же вопросы заново задавать. И тут начался театр.
Женщина нам говорит: "Вы знаете, Володя обладает такой силой, что если дать ему в руки деревянный крест, он его одним взглядом сожжет". Володя тем временем встает посреди комнаты, руки в растопырку, и кричит: "Дайте мне крест, дайте мне крест". А где я им крест в гостинице возьму? И она прекрасно понимает, что креста нету, и вопит, как скаженная: "Дайте крест". Потом стало еще интереснее. Она достала мел из кармана и начала пачкать пол в гостинице: чертит круг и уверяет меня, что если она что-то скажет, то я этот круг переступить не смогу. А если она не скажет, я переступлю. Но почему-то разговор складывался таким образом, что она так и не произнесла заклинание, которое мне не позволило бы этот круг переступить. То есть с кругами эксперимент тоже провалился.
Потом пошли уже совсем дешевые понты. Мой коллега сидел в углу на кровати. Женщина вдруг замахала на него руками и говорит: "Не сидите тут, это черный угол, черный". Мой коллега начал собирать манатки и из этого угла от греха подальше выбираться. И тут я решил, что раз уже пошла такая психологическая борьба "кто кого", надо лезть в этот угол. Залез - и на этом все и кончилось.
Единственное впечатление, которое осталось после их ухода, это что молодой человек действительно считает, что он какой-то такой могучий сатанист, а его подруга это ему усиленно внушает, потому что у нее другого выхода нет. Ей 45, ему 25. Как она может его держать? Только говоря ему, что он гениальный. Но поскольку у юноши 10 классов образования, работает он, как в процессе разговора выяснилось, осветителем, и у него масса комплексов, ему постоянно надо внушать, что он особенный. Это было настолько прозрачно, что ее стало даже жалко. Оба они представляли анекдотическое и в то же время очень грустное зрелище: необразованные, с несбывшимися мечтами, неудачной семейной жизнью, обыкновенные советские люди, у которых очень скучное существование в городе Ульяновске. А это не самый красивый город в России.