Интервью с носорогом
Вероятно, конгрессмен Гэри Кондит рассчитывал, что скандал как-нибудь сам собою уляжется. Это скорее всего и произошло бы, если бы Шандра Ливи нашлась, живая или мертвая. Но она не нашлась. Кондит, который заявил, что не видит причин, по которым он должен отказаться от переизбрания, понял, что фрустрация общества достигла предела, что, не заговори он сейчас, в преддверии нового политического сезона, его карьера законодателя будет закончена. И он заговорил. В четверг в 10 вечера по восточному поясному времени вся страна приникла к телевизорам: Гэри Кондит ответил на вопросы ведущей АВС Конни Чан в своем калифорнийском доме.
Интервью показывали в записи, и несколько раз создавалось впечатление, что режиссер по ошибке вмонтировал одни и те же эпизоды по несколько раз. Но ошибки не было. Кондита хорошо натаскали его адвокат Эйб Лоуэлл и известный специалист по PR Марина Айн. Он вызубрил формулировки и повторял их с невозмутимостью носорога. Большинство зрителей и не ждали от него откровений - они рассчитывали на body language. Думали: не может быть, чтобы у него не дрогнул голос, чтобы он не занервничал или хоть заговорил с естественными человеческими интонациями; Конни Чан - звезда АВС, опытнейший ведущий, она найдет способ задеть его за живое. Конни была великолепна, она провела одно из лучших своих интервью. Но перед ней сидел носорог, чья шкура надежно защищает его от любых треволнений.
Конни Чан начала как заправский следователь.
- Конгрессмен Кондит, вам известно, что случилось с Шандрой Ливи?
- Нет, неизвестно.
- Вы имели какое-либо отношение к ее исчезновению?
- Нет, не имел.
- Говорили ли вы или делали что-либо, что могло заставить ее пропасть из виду?
- Шандра и я, знаете ли, никогда не ссорились.
- Подозреваете ли вы кого-нибудь в нанесении ей вреда?
- Нет.
- Заставляли ли вы кого-либо причинить ей вред?
- Нет.
- Вы убили Шандру Ливи?
- Я не убивал.
Наконец, наступил черед вопроса, на который Кондит ни разу не ответил прямо:
- Можете ли вы описать ваши отношения?
- Я познакомился с Шандрой... ммм... в октябре. И мы стали очень близки. Я встретил ее в Вашингтоне.
- Очень близки - это значит?..
- У нас были близкие отношения. Она мне очень нравилась.
- Могу ли я спросить - это были сексуальные отношения?
- Знаете, Конни, я женат 34 года, и я... ээээ... не идеальный мужчина, и я сделал немало ошибок. Но я полагаю, что будет лучше не вдаваться в детали.
Конни Чан решила, что пора начинать, как говорят американцы, поджаривать собеседника: "Конгрессмен Кондит, припоминаете ли вы - это было во время слушаний по импичменту президента Клинтона - вы призвали, я цитирую, к "публичному обнародованию каждой детали", заявив, я цитирую, что "только когда мы сорвем завесу секретности и выложим на стол все факты, мы можем начать обсуждать это дело". Следует ли это правило применить и к вам?"
Как ни пошло звучит, но иначе не скажешь: ни один мускул не дрогнул на лице Кондита. Он сказал, что видел клип, который без конца крутят по всем каналам. Он "вырван из контекста". Разница, мол, заключается в том, что в докладе Старра все детали уже были, а Конгресс хотел скрыть их от публики (и скрыл - из высокоморальных соображений. - В. А.). "При этом пресса забывает, - напомнил Кондит, - что я четыре раза голосовал против импичмента".
Конни вернулась к вопросу о характере отношений Кондита и Ливи и получила ровно тот же самый ответ. Слово в слово. Конни предпринимала попытку за попыткой, но всякий раз натыкалась на носорожье хладнокровие. "Я спрашиваю не о деталях, - сказала она, с профессиональным мастерством давая понять, что ее терпение на исходе. - Я спрашиваю: было ли это чем-то большим, чем дружба?" "Полагаю, - ответил носорог, - американский народ понимает, что люди имеют право на конфиденциальность частной жизни. Я имею право сохранить конфиденциальность своей частной жизни настолько, насколько смогу".
На протяжении получасового интервью Гэри Кондит еще не раз с усталой улыбкой умудренного жизненным опытом государственного мужа повторял сентенции о том, что он не идеальный мужчина, что надо уважать право на частную жизнь, что он полностью сотрудничает со следствием, но на публике вдаваться в детали не будет.
Тем дело и кончилось. Condit is not Candid - таков дружный приговор прессы. Конни Чан заявила сразу по окончании записи, что она "шокирована". Она призналась, что в течение всей записи она ощущала неослабевающее напряжение, исходящее от Кондита, и что она не доверяет его словам.
Interview Transcript: Rep. Gary Condit - ABCNEWS.com, 23.08.2001
ABC News: The Chandra Levy Case
Пропавшая девушка и конгрессмен - Грани.Ру, 06.07.2001
Содом-на-Потомаке - Грани.Ру, 09.07.2001
Modbee.com: The Search for Chandra
Congressman Gary Condit