Также: Общество

статья Битвы с кривым носом посерьезнее Полтавы

Ольга Каменева (Стокгольм), 07.03.2001

Красота настолько страшная сила, что за нее и отдать ничего не жалко. Так думают сотни тысяч шведов - и платят за красоту большие деньги. Пластические операции в Швеции дороги, и прежде чем мы углубимся в проблему, отчего почти каждый десятый в Швеции недоволен своей внешностью, назовем средние цены на косметические операции. Так называемая подтяжка лица стоит около 700 долларов, увеличение или уменьшение груди - 2 тысячи долларов, удовольствие однажды обнаружить в зеркале новую талию и похудевшие бедра может обойтись и в 60 тысяч крон (6 тысяч долларов), а в незапущенном случае и подешевле бывает. Так что всякое изменение внешности доступно лишь вполне определенной социальной прослойке. Чаще всего это женщины и мужчины с высшим образованием, проживающие в больших городах, с годовым доходом не менее 250 тысяч крон (25 тысяч долларов). Причем, как это обычно и бывает, уровень достатка определяет масштаб потребностей. Среди тех, чей бюджет равен четверти миллиона крон, мечтают изменить внешность 12 процентов опрошенных институтом общественного мнения SIFO, а среди тех, кто зарабатывает по 400 тысяч крон (40 тысяч долларов) в год, намерены лечь под скальпель косметолога 17 процентов стремящихся к совершенству.

Понятия об идеальной фигуре заметно разнятся в зависимости от места проживания. На севере Швеции самый распространенный вид косметической операции - устранение морщин вокруг глаз и "отрезание" толстых животов, в средней части страны люди почему-то по большей части платят за пересадку волос, но почти не оперируют носы, на востоке средней Швеции дамы недовольны своими ягодицами, а Смоланде, на юге, как нигде более имплантируют бюсты. В МальмЈ модно убирать мешки под глазами, а в Стокгольме замечена явная тенденция корректировки фигур у молодых мужчин. Один из участников опроса признался, что начал мечтать о пластической операции на брюшном прессе с 12- летнего возраста, решился же отправиться к врачу в 30 лет, а деньги пришлось занять в банке. "Единственное, о чем я жалею, - сказал он, - так это о том, что не сделал этого раньше".

Другой молодой швед рассказал, что пережил уже 9 пластических операций, благо доход позволяет. Хирург убрал с его кожи все следы юношеских прыщей, изменил форму губ, глаз, бровей и носа. В итоге невероятно похорошевший под скальпелем и лучом лазера юноша был приглашен в качестве фотомодели в США. Он сообщил также, что намерен вновь оперироваться, как только заметит на своем лице первые признаки старения.

Несмотря на то что этот молодой человек принес в кассу своего врача немалые суммы, косметолог, не будучи психиатром, легко распознал в пациенте все признаки нового модного отклонения - косметологической зависимости, что сродни алкоголизму, обжорству или наркомании. Попробовав оперироваться хоть раз и увидев желанные результаты операции, человек уже редко может остановиться: и там хочется немедленно исправить, и сям, и ничего для этого не жалко. Они молоды, имеют деньги и намерены их тратить на самих себя. Золотая молодежь Швеции хорошеет прямо на глазах. За последние три-четыре года число плаcтических операций в Швеции возросло на 50 процентов. В среднем в год проводится более 50 тысяч операций. Четверть пациентов - моложе 30 лет. Самая распространенная операция - исправление формы носа. И тут немалую лепту вносят иммигранты и дети иммигрантов, особенно из стран Ближнего Востока. Через несколько лет жизни в Швеции многим из них сильно хочется уменьшить свой большой породистый нос и перекрасить радикально черные волосы в благородные и бледные северные тона. Благо обесцвечивающие шампуни более доступны, чем пластические операции.

Ольга Каменева (Стокгольм), 07.03.2001