статья Как рождаются мифы

<a href="mailto:[email protected]" >Наталья Бабасян</a>, 01.02.2001

"У меня двое детей. Жена - безработная. Жить практически не на что. Выход один - продать почку..." Практически каждый репортаж о торговле органами начинается с трогательной истории, где загнанный жизнью в угол имярек выражает готовность расстаться с тем или иным органом. Естественно, за кругленькую сумму в долларах. О медицинских и юридических аспектах подобного донорства он, как правило, осведомлен крайне мало. Зато сумму - от 40 тысяч долларов - называет с такой легкостью, что кажется, будто он только-только вернулся от подпольного дилера, а продать почку (глаз, легкое - на выбор) можно в ближайшей подворотне. И лишь после ряда наводящих вопросов выясняется: цену сообщил приятель, который не то слышал, не то читал, как органами торгуют. Особенно на Западе.

При серьезном анализе подобных историй из прессы окажется, что едва ли не 99 процентов из них - "страшилки", не имеющие никакого отношения к действительности. Врачи недаром ставят под сомнение саму возможность существования криминальной трансплантации. Пересадка органов непредсказуема по последствиям даже в условиях официальной медицины: риск отторжения остается всегда, в том числе и в случаях родственного донорства. Осуществить такую операцию вне клиники нереально, а за всеми центрами трансплантологии, как и за каждым донорским органом, установлен жесточайший контроль. Создание подпольной клиники не только чревато уголовным преследованием, но и экономически не оправдано. В большинстве стран мира купля-продажа органов запрещена законом. Доставлять "товар" из-за границы - сплошной риск. Орган должен быть взят хирургами высокой квалификации, иначе его сразу можно выбрасывать на помойку. Время жизни органа вне донора коротко, условия ему необходимы максимально комфортные, а регулярно курсировать с подобным грузом через границу - разориться на одних взятках таможенникам. Не менее сложна комбинация и с вывозом потенциального донора: его придется кормить и содержать до появления покупателя, которому орган подойдет, а риск уголовного преследования в случае, если донор заговорит, еще выше. Возможным рынком сбыта человеческих органов на сегодня признается Юго-Восточная Азия. Но там уровень нищеты намного превышает российский, и искать донора на месте гораздо выгоднее и безопаснее чем привозить даже из Приморья.

Тем не менее миф о торговле органов не только живет. Он разрастается и весьма успешно эксплуатируется. О подпольных клиниках, похищениях людей для потрошительства и медицинских командах, изымающих почки ротозеев прямо у них в спальне, написаны сотни романов и сняты десятки художественных фильмов. Каждый намек на возможность бизнеса на органах обыгрывается по полной программе не только бульварными, но и центральными газетами. А человеческое сознание - хитрая штука. С наибольшей охотой оно выхватывает ту часть информации, которая сигнализирует о потенциальной опасности. Она пугает, манит и завораживает одновременно. Но главное - надолго оседает в памяти и в конце концов вырастает в убежденность, что на каждом углу его подстерегает опасность быть разобранным на запчасти. В результате при появлении в прессе очередной байки из серии "бабушка продавала внука на органы", вопросом - кто заказчик и где он, никто не задается. Куда проще верить в существование врачей-вредителей.

GMC hears "organs for sale" case - BBC News, 22.09.2000

Police probe kidney racket - BBC News, 10.05.1998

Российские семьи продают своих детей торговцам человеческими органами - The Sunday Times, 26.11.2000

<a href="mailto:[email protected]" >Наталья Бабасян</a>, 01.02.2001