На льду танцуют настоящие мужчины
Алимжан Тохтахунов, более известный в нашей стране как Тайванчик, арестован итальянской полицией в Форте-деи-Марми на севере Италии по представлению правительства США и при содействии ФБР. Нью-йоркский федеральный прокурор Джеймс Коми заявил, что американская сторона будет добиваться его экстрадиции по обвинению в сговоре с целью фальсификации результатов соревнований фигуристов на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити. Прокурор также дал понять, что Тохтахунову могут быть предъявлены и другие обвинения, не связанные с олимпийским скандалом.
Обвинительное заключение, представленное в среду прессе, содержит данные под присягой письменные показания специального агента ФБР Уильяма Маккосленда. Последние семь лет он расследовал деятельность криминальных группировок выходцев из бывшего Советского Союза, по терминологии американских правоохранительных органов - "евразийской организованной преступности" (Eurasian organized crime).
Маккосленд сообщает суду, что Алимжан Тохтахунов, "он же Тайванчик, он же Алик", вместе с другими лицами, установленными и неизвестными, фальсифицировал результаты соревнований в двух видах олимпийской программы - парном фигурном катании и танцах на льду. Действия обвиняемого квалифицируются по двум статьям федерального уголовного законодательства: мошенничество с использованием электронных средств связи (в данном случае - телефона) и сговор с целью подкупа в спорте. Каждое из обвинений предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет и штрафа в размере 250 тысяч долларов.
Г-н Тохтахунов, по сведениям ФБР, замешан в контрабанде наркотиков, нелегальной торговле огнестрельным оружием и крадеными автомобилями. Заслуживающие доверия конфиденциальные источники, продолжает Маккосленд, утверждают, что в начале 90-х годов Тохтахунов участвовал в заключении закулисных сделок на конкурсах красоты в Москве. Обвиняемый жил во Франции, однако вынужден был покинуть эту страну и поселиться в Италии. В свое время он обратился к президенту французской конькобежной федерации с предложением создать и финансировать профессиональную хоккейную команду в Париже. Поскольку федерация испытывала нехватку средств, президент заинтересовался предложением, однако Тохтахунов попросил оказать ему ответную услугу - помочь получить продление французской визы. Хлопоты закончились неудачей: люди в правительстве посоветовали президенту прекратить контакты со спортивным меценатом, так как деньги, которые он хочет вложить в хоккей, имеют грязное происхождение. После этого президент, как сообщил ФБР он сам в ходе допроса, сказал Тохтахунову, что федерацию его предложение не интересует, и больше никогда не встречался и не говорил с ним.
. Будучи известным криминальным авторитетом, обвиняемый привлек к себе внимание итальянских правоохранительных органов, которые начали прослушивание его телефона. Полученные в итоге записи разговоров и стали основанием для привлечения Тохтахунова к уголовной ответственности.
Далее следует краткое изложение содержания телефонных разговоров Тохтахунова с другими участниками преступного сговора. Поскольку обвинение им пока не предъявляется, их имена в документе не названы. Так, например, одну из собеседниц Тохтахунова ФБР именует "танцоршей на льду" (female ice dancer). По всей вероятности, это Марина Анисина, выступавшая в Солт-Лейк-Сити за команду Франции и получившая вместе с Гвендалем Пейзера олимпийское золото в танцах на льду.
Около 5 февраля 2002 года, гласит обвинительное заключение, Тохтахунов позвонил члену криминального сообщества, обозначенному как СС-1, и спросил, нет ли у него номера телефона члена руководства российской федерации фигурного катания, обозначенного как СС-2. Тохтахунов объяснил, что этот человек ему "нужен немедленно", так как ему звонила мать "танцорши". СС-1 обещал найти телефон СС-2, добавив, что это "свой", "хороший парень", который сделает все что нужно. (Все цитаты приводятся в обратном переводе с английского. - В.А.)
Около 12 февраля Тохтахунов говорил с СС-2. Разговор имел место уже после того, как российская пара выиграла золото в парном катании. "Наш француз (возможно, француженка. - В.А.) по-хорошему удивил меня, - признается СС-2. - Можешь позвонить ее матери или отцу и сказать, что все будет ОК. Потому что наш француз, их голос сделал их чемпионами... Наш Сихарулидзе упал, канадцы были в десять раз лучше, и несмотря на это француженка отдала им первое место". СС-2 заверяет Тохтахунова, что "все идет так, как тебе нужно". "Мне это не нужно, - отвечает тот. - Это ей нужно, они просили". На это СС-2 говорит: "Даже если она споткнется, она будет (неразборчиво)... но лучше все-таки, чтобы она не спотыкалась". Он объясняет, что французы получат три судейских голоса, им необходимы еще два - "один наш, другой - наших друзей"; если эти два голоса достанутся французам, итальянцы, продолжает СС-2, останутся с тремя, так что французы смогут выиграть пятью голосами против четырех.
СС-2 просит Тохтахунова в разговоре с родителями "танцорши" сказать, что он, СС-2, делает это "ради Алика, потому что я хочу, чтобы вы ему помогли". В ответ Тохтахунов говорит, что "танцорша" пыталась помочь, но не смогла: "Этот президент, он педик, обещал, но ничего не сделал". "Ты имеешь в виду - президент фигурного катания?" - уточняет СС-2. "Да, да, - подтверждает Тохтахунов. - Он учился с советником Ширака, понял?" На жалобу СС-2, что у него с президентом проблемы, Тохтахунов отвечает: "Она держит его в руках, она одна из наших". "Она одна из наших, - подхватывает СС-2, - и она будет олимпийской чемпионкой". "Спасибо, - говорит Тохтахунов. - Она будет тебе благодарна до конца жизни".
Разговор возвращается к чудесной победе российских фигуристов в парном катании. Канадцы, повторяет СС-2, "катались чисто, красиво, их оценки должны были быть 6,0, а они получили 5,8 и 5,9". Он подчеркивает, что французская "танцорша" - "русская девушка, и нам это приятно".
В тот же день Тохтахунов позвонил матери "танцорши". Он сообщил, что СС-2 звонил ему из Америки (обвиняемый руководил операцией из Италии. - В.А.) и сказал, что сделает "танцоршу" олимпийской чемпионкой, "даже если она упадет".
Примерно 7 марта Тохтахунову позвонила "танцорша", уже ставшая чемпионкой. Она сказала, что не могла звонить из Америки - ей запретил президент: его допрашивали агенты ФБР, откуда-то узнавшие, что Тохтахунов участвовал в афере. Собеседник успокаивает ее: по его словам, ФБР ничего не может быть известно, а его имя, мол, всплыло, потому что он знаком с президентом.
Осталось напомнить обстоятельства олимпийского скандала, дабы все встало на свои места. Золотые олимпийские медали Солт-Лейк-Cити в парном катании были присуждены российской паре Елена Бережная - Антон Сихарулидзе большинством в один голос. Помимо француженки Мари-Рен Ле Гунь, на первое место их поставили китаец Ян Цзяшэн, украинец Владислав Петухов, полька Анна Сероцка и русская Марина Саная, тогда как Люси Бреннан (США), Бенуа Лавуа (Канада), Сисси Крик (Германия) и Хидэо Сугита (Япония) отдали первенство канадцам Жами Сале - Давид Пеллетье, которые оспорили судейские оценки. В ходе разбирательства г-жа Ле Гунь призналась, что президент французской конькобежной федерации Дидье Гайяге оказал на нее давление с тем, чтобы она отдала первое место российским фигуристам. В итоге канадцы получили второй комплект золотых наград.
Позднее Ле Гунь изменила показания: она заявила, что канадские и американские функционеры Международного союза конькобежцев (ИСУ) заставили ее сделать ложные признания. Однако ИСУ оставил в силе свое решение и впоследствии дисквалифицировал Ле Гунь и Гайяге.
По версии американских прокуроров (которая, впрочем, сразу пришла в голову спортивным репортерам), в обмен на первое место в парном катании французы получили золото в танцах на льду.
Финал соревнований в танцах проходил в нервозной атмосфере. Основная борьба развернулась между французской и российской парами. После двух обязательных танцев наши соотечественники Ирина Лобачева и Илья Авербух занимали второе место. Марина Анисина и Гвендаль Пейзера катались первыми. Когда Анисина увидела свои оценки, она отчетливо сказала по-русски: "Ну вот, похоже, вторые. А ведь договаривались..." Англоязычные зрители этой фразы не поняли, а на российских каналах комментаторы тотчас принялись галдеть, заглушая дальнейшие сентенции. Тем не менее Анисина ("русская девушка") и Пейзера выиграли Олимпиаду одним голосом.
На пресс-конференции Илья Авербух сказал, что ему "до слез обидно". Подозрения российского танцора навлек на себя украинский судья Юрий Балков, поставивший на первое место французов. "Думаю, все, что случилось в парном катании, повлияло на сегодняшнее судейство, - сказал Авербух. - Наверное, украинский арбитр побоялся быть обвиненным в симпатиях к русским". (Юрий Балков действительно пользуется, мягко говоря, неоднозначной репутацией.) На вопрос "Если бы Бережная и Сихарулидзе проиграли, вы бы выиграли сегодня?" Авербух ответил: "Да. Без вопросов". От России танцы судила Алла Шеховцева - жена президента российской федерации Валентина Писеева (уж не он ли таинственный СС-2?). Она голосовала, естественно, за российскую пару.
ИНФОРМБЮРО: Скандалы на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити
Судьи под следствием - Грани.Ру, 18.02.2002
Сердцу судей нет закона - Грани.Ру, 14.02.2002
Статьи по теме
На льду танцуют настоящие мужчины
Около 5 февраля 2002 года, гласит обвинительное заключение, Тохтахунов позвонил члену криминального сообщества, обозначенному как СС-1, и спросил, нет ли у него номера телефона члена руководства российской федерации фигурного катания, обозначенного как СС-2. Тохтахунов объяснил, что этот человек ему "нужен немедленно", так как ему звонила мать "танцорши".