статья Сердцу судей нет закона

Владимир Абаринов, 14.02.2002
Елена Бережная и Антон Сихарулидзе, Жами Сале и Давид Пеллетье, Сю Шэнь и Чжао Хунбо на вручении олимпийских наград. Фото AP

Елена Бережная и Антон Сихарулидзе, Жами Сале и Давид Пеллетье, Сю Шэнь и Чжао Хунбо на вручении олимпийских наград. Фото AP

Спор о правомерности оценок, благодаря которым российская пара Елена Бережная и Антон Сихарулидзе стала золотым призером Олимпийских игр, оставив на втором месте канадцев Жами Сале и Давида Пеллетье, стала во вторник и среду одной из главных тем американской и канадской прессы. Этому немало способствовали сами канадские фигуристы. Поначалу смирившись с "серебром", они затем не раз появились на телеэкране, включая суперпопулярное ночное ток-шоу Джея Лено, рассказывая о своей глубокой фрустрации и о моральной поддержке, которую оказали им друзья и болельщики. "Иногда золотое выступление приносит серебряные медали, - сказал, в частности, Пеллетье. - Это как раз то, что произошло с нами". Канадская пара намерена доказать свое превосходство в марте на чемпионате мира в Нагано.

В пользу Сале и Пеллетье высказались такие авторитеты, как Джейн Торвилл, Скотт Гамильтон, Робин Казинс и Катарина Витт. Некоторые из них напомнили случаи подозрительного судейства по отношению к себе. Так, например, Торвилл, выступавшая в паре с Кристофером Дином, назвала случившееся в Солт-Лейк-Сити "фарсом" и сказала, что в точности то же самое произошло с ней и ее партнером в 1994 году в Лиллехаммере, когда они оказались на третьем месте вследствие необъективности судей. Не остался в стороне и премьер-министр Канады Жан Кретьен: оговорившись, что он не эксперт, премьер сказал, что они с женой смотрели "чарующее" выступление канадской пары и остались "разочарованы" результатом.

Широко цитируется интервью Сихарулидзе российской газете "Спорт-экспресс", в котором он заявил, что не смотрел выступление канадских соперников, однако видел их программу прежде и убежден, что "даже при блестящем исполнении она проигрывает нашей", а свои ошибки называет "помарками". Мнение западных профессионалов ровно противоположное: возможно, канадская программа и уступает российской в сложности, зато исполнена была безукоризненно, а это и есть то, что делает спорт спортом, а не искусством. Тренер российской пары Тамара Москвина напоминает, что в прошлом году ее воспитанники проиграли в Ванкувере Сале и Пеллетье - "и мы не обвиняли североамериканский блок. Ну а теперь наш черед".

На чем основаны обвинения в несправедливом судействе? Подозрения падают главным образом на судью из Франции Мари-Рен Ле Гунь, якобы вступившей в сделку с тем, чтобы обеспечить нужный результат в соревнованиях танцевальных пар. По версии канадской газеты Globe & Mail, условия сговора предусматривают, что российская пара Ирина Лобачева и Илья Авербух должны уступить золото итальянцам Барбаре Фузар-Поли и Маурицио Маргальо, а третье место займут французы Марина Анисина и Гвендаль Пейзера, лишив таким образом олимпийских наград четвертую пару фаворитов - канадцев Ше-Линн Бурн и Виктора Краатца. В судейской бригаде соревнований по танцам на льду французского судьи не будет.

Другой участник закулисного сговора, по сведениям газеты, - китайский судья Ян Цзяшэн, обеспечивший таким образом бронзовую медаль в парном катании своим соотечественникам Сю Шэнь и Чжао Хунбо. Так и случилось - китайцам отдали третье место все девять судей ("несмотря на сбои в произвольной программе", добавляет Globe & Mail). Если бы не сделка, утверждает комментатор телекомпании АВС Кристин Бреннан, Сю и Чжао проиграли бы "бронзу" американской паре Киоко Ина - Джон Циммерман, которые в итоге заняли пятое место, уступив российскому дуэту Татьяна Тотьмянина - Максим Маринин. Репортеры других изданий в меру своей фантазии пристегивают к заговору и других судей, присудивших золото российской паре. Помимо названных, это Марина Саная (Россия), Анна Сероцка (Польша) и Владислав Петухов (Украина). Судьи Люси Бреннан (США), Бенуа Лавуа (Канада), Сисси Крик (Германия) и Хидэо Сугита (Япония) отдали предпочтение канадскому дуэту.

Сделка, по сведениям газеты, ссылающейся на некий "осведомленный источник в мире фигурного катания", заключена на прошлой неделе. Globe & Mail утверждает, что ее информация подтверждается и несколькими другими источниками. Правдоподобной назвал эту теорию Робин Казинс. Тренер канадской пары Ян Улльмарк говорит об этом открыто; по его словам, "подсудить" в танцах куда проще, чем в парном катании. Хореограф канадской пары Лори Николс настаивает на детальном объяснении мотивов голосования каждым судьей. Китаец во вторник, когда скандал всплыл на поверхность, не явился судить мужскую короткую программу, сказавшись больным. Француженка Ле Гунь отказывается беседовать с репортерами.

Примерам тенденциозного судейства в фигурном катании нет числа. Американский тренер-ветеран Фрэнк Кэрролл, воспитавший, в частности, Мишель Кван, вспоминает, как в 1980 году в Лейк-Плэсиде другая его воспитанница, Линда Фретьенн, лишилась золотой медали вследствие размежевания судей по "геополитической линии" и первое место получила Аннет Петч из Восточной Германии. Наиболее ретивые комментаторы пишут о возобновлении холодной войны в спорте. Они уверены, что и столкновение на разминке Сихарулидзе и Сале было неслучайным, и говорят, что канадка потом каталась, превозмогая боль.

Среди трезвых голов - американец Тимоти Гобел, откатавший третьим короткую программу в одиночном мужском разряде. Фигурное катание, заявил он в интервью телекомпании NBC, строится из деталей, которых болельщики не замечают: "Вы просто не видите того, что видят судьи, у которых к тому же всего 30 секунд на вынесение оценки. Судить задним числом всегда легко". Поборники тщательного расследования тем не менее считают, что докопаться до истины возможно. Они напоминают, что на чемпионате мира 1999 года двое судей были отстранены от судейства, после того как видеозапись показала, что они обменялись взглядами перед тем, как поставить оценку. Скептики, в свою очередь, говорят, что куда больше случаев остались нерасследованными.

Вопреки истерике некоторых российских СМИ, отнимать золотые медали у Бережной и Сихарулидзе никто не собирается. Сухой остаток дискуссии состоит в том, что Международному олимпийскому комитету и Международному союзу конькобежцев следует в корне пересмотреть правила судейства в фигурном катании, учитывая их крайнюю субъективность. Джейн Торвилл (она комментирует Олимпиаду для ВВС) указывает в этой связи, что на всех других крупных соревнованиях состав судейской бригады определяется за 45 минут до выхода спортсменов на лед. Радикальное мнение состоит в том, что если не все фигурное катание, то по меньшей мере танцы на льду следует исключить из олимпийской программы. С этим олимпийские начальники категорически не соглашаются: именно танцы - наиболее зрелищный, а значит, и прибыльный вид фигурного катания.

Однако можно себе представить, в какой нервозной обстановке предстоит теперь соревноваться танцевальным парам - без сомнения, любой результат вызовет новую волну подозрений и новые версии конспирологов от спорта.

"Чистых лидеров" нет (комментарий Артура Вернера)
Хардинг - Кэрриган: экстремальное решение

Жертвы грязных интриг - "Известия", 14.02.2002

Владимир Абаринов, 14.02.2002