Когда бы грек увидел наши Игры...
Вице-президент МОК канадец Дик Паунд пригрозил исключить один из видов соревнований в фигурном катании - спортивные танцы - из программы нынешних Олимпийских игр, "если там не будут выработаны четкие соревновательные критерии". Все верно - самый красивый и "смотрибельный" жанр самого красивого и "смотрибельного" вида спорта уже давно стер границы между соревнованием и коммерческим шоу, между состязанием и искусством, между спортом и бизнесом. Терпимо, если среди нескольких десятков видов соревнований находится один такой вот экзотический, непослушный цветок. Но если все состязания оказываются в ситуации, когда собственно спортивный результат не имеет решающего значения, можно понять важного олимпийского чиновника, задумывающегося о сущности самой идеи олимпийских состязаний.
Назовем этот феномен "эффектом Курниковой". Это когда совершенно неважно, во что и как ты играешь, главное - как в анекдоте: "ты не пой, ты только ходи туда-сюда", то есть "двигай попой", как поется в откровенной песенке.
Состязания по всем видам олимпийской программы, как известно, проводятся каждый год, вне зависимости от того, проходят Игры или нет. Существуют разветвленные инфраструктуры национальных и международных состязаний, главные среди которых - чемпионаты Европы (Азии, Америки) и мира. Получается, что едва ли не все виды спорта существуют в самостоятельных, параллельных друг другу мирах. Главная фишка Олимпиад только в том, что все они сходятся вместе, рождая таким образом новое качество. Вот мне и интересно задуматься - какое?
Установление гамбургского счета? Отнюдь нет. Ведь если вспомнить текст Виктора Шкловского, из которого возникли эти крылатые слова, гамбургский счет устанавливался при закрытых дверях: весь год борцы хлыздили и играли в поддавки, если это было кому-то выгодно. Но однажды в году, при закрытых дверях, они собирались для того, чтобы выяснить, кто из них самый сильный на самом деле. Медийная истерика, сопровождающая Олимпиады, уже давно превратилась из поводов в причину. Ребенка выплеснули вместе с водой, главное теперь - отнюдь не цифирки достижений, но суммы гонораров, допинговые скандалы и политико-экономические интриги.
Убежден, например, что главная интрига первенства в фигурном катании - широко разрекламированная дуэль между Ягудиным и Плющенко - никаких особенных результатов не принесет. То есть, конечно, пацаны выйдут на лед, откатаются, помашут маме ручкой и займут какие-то там места, но наше ожидание этого беспримерного, исторического события, ожидание праздника спорта, дружбы и соперничества изначально делает само событие вторичным и блеклым. Здесь срабатывает тот же механизм, что и с Новым годом.
Все это напоминает мне (театралы знают) ситуацию со спектаклями режиссера Житинкина, где все главные события развиваются не на сцене, а до того как откроется занавес.
Или после того.
Понятно, что главные события любых Олимпийских игр - церемонии открытия и закрытия, яркие, праздничные шоу, уже точно никакого отношения к спорту не имеющие. И уже даже практически никак не связанные с геополитикой - потому что в однополярном мире расстановка сил на спортивной арене волнует в самой минимальной степени: системы более не воюют, не противостоят, спорт не оказывается заложником и метафорой глобального противостояния, но только тем, чем он является на самом деле.
Я еще с детства помню: вид состязаний меня никогда особенно не интересовал. Олимпиада начиналась и заканчивалась рекламным клипом, который предшествовал началу телевизионных трансляций. Ведь тогда, при советской власти, местное телевидение было безвкусным, блеклым, неинтересным. А тут - полнозвучие и динамика.
Полстраны, помнится, следило именно за фигуристами - потому что музыка и костюмы (комментаторы специально рассказывали для владельцев черно-белых ящиков об их цветах). Еще помню дяденьку, который за кадром говорил роскошным заграничным голосом: "Пэна-соник", объявляя главного спонсора одной из олимпиад. И рекламу фирмы "Адидас" тоже помню, потому что ею у нас в школе все парты и стены в мужском туалете исписали, а вот про соревнования - кто победил, и как, и с каким результатом - даже под угрозой расстрела не скажу.
Спортсмены постепенно превращаются в колесики и винтики гигантского медийного механизма. Одно дело - эпоха холодной войны, когда требовались герои противостояния и страна знала своих героев - Роднина, Сметанина, Третьяк. Теперь, когда спорт оставили в покое, все изменилось: нужны талантливые статисты, создающие поводы для показа рекламных показов. На смену неповторимым и монументальным личностям сменили полчища калифов на час, известных только узким специалистам. Откажусь от своих слов, если кто-нибудь навскидку, не заглядывая в справочники, назовет мне парочку призеров предыдущих Игр. Впрочем, это риторическая фраза, я пошутил, писем слать не надо.
Хотя, возможно, само по себе Олимпийское движение и не виновато в том, во что оно нынче выродилось. Ибо, как оказывается, отношение к Олимпиадам есть тест и барометр состояния цивилизации на момент проведения очередных состязаний; это - метафора отношения цивилизации к самой себе.
Так, начало олимпийскому движению было положено романтическим человеком в эпоху, утверждавшей гармонию и гуманизм. При фашизме Олимпиады утверждали идеологию и идеалы тоталитарных режимов, сейчас - это символ коммерции и медийной агрессии, то есть постмодернизма. Хороший повод затеять большую финансовую бучу, получить кучу инвестиций и пропиарить себя на всю планету - зря, что ли, города мира так сурово рубятся за право проведения игр у себя, танцуют на цырлах перед членами МОК, вот и наш Лужков - туда же. Не из-за большой же любви к спорту, в самом деле?! Хотя теперь, по инициативе челябинского губернатора Сумина, утвержденной президентом Путиным, спорт любить не то что нужно - должно!
Пьер де Кубертен заложил механизм нечаянной пародийности с самого начала - когда перенес древнегреческую идею в реалии современной ему жизни и когда сформулировал олимпийский девиз "Быстрее, выше, сильнее!", перепевающий заповеди Французской революции. Можно долго издеваться над тем, как "быстрее" соотносится со "свободой", "выше" с равенством", а "сильнее" с "братством", но зачем: и без того понятен юмористический потенциал, заложенный в любом механическом переносе.
Сомнительность идей олимпизма волнует многих. Так, в модном ныне детективе Жан-Кристофа Гранже "Пурпурные реки" именно поклонник олимпийского движения, сочиняющий об идеологии Игр докторскую диссертацию, оказывается членом подлого подпольного общества, занимавшегося похищением и подменой младенцев. Символическая, между прочим, история о том, как вырождающаяся элита небольшого европейского университета выкрадывала здоровое крестьянское потомство. Так и в профессиональном спорте, который уже давно калечит спортсменов не только физически, но, что еще более ужасно, и морально.
Недавно мировые агентства распространили информацию о том, что великую гимнастку Ольгу Корбут поймали в американском супермаркете за кражей каких-то мелочей. А до этого прошло сообщение об убийстве вконец опустившейся Киры Ивановой, первой советской олимпийской призерки в одиночном катании. А до этого - смачно обсасывали историю хронического алкоголизма Оксаны Баюл... Нужно ли продолжать?
Не зря в разговоре об Олимпиадах мне вспомнился театр - есть у этих явлений много общего. "Торгует чувством тот, кто чувства выставляет напоказ" (Шекспир). Установление гамбургского счета - дело интимное и мало привлекательное. На нем не заработаешь. Таксебешное зрелище: муки адовы, гримасы да кровавый пот.
Справки Граней.Ру:
Зимняя Олимпиада-2002
Вехи зимних Олимпийских игр
В эфире - утренняя гимнастика - Грани.Ру, 31.01.2002
Статьи по теме
Когда бы грек увидел наши Игры...
Пьер де Кубертен заложил механизм нечаянной пародийности с самого начала - когда перенес древнегреческую идею в реалии современной ему жизни и когда сформулировал олимпийский девиз "Быстрее, выше, сильнее!", перепевающий заповеди Французской революции. Можно долго издеваться над тем, как "быстрее" соотносится со "свободой", "выше" с равенством", а "сильнее" с "братством".