Долгий старт земельной реформы
Земельную реформу объявили в России больше 10 лет назад. Собственно, это произошло еще в РСФСР - закон "О земельной реформе" принят Верховным Советом в ноябре 1990 года. Именно тогда была заявлена ее цель - "перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР".
Затем последовали президентские указы, призывающие ускорить и развить земельную реформу, которая никак не хотела ускоряться и развиваться. На реформаторской волне возникли фермерские хозяйства, которые никак не меняли общую картину. В глазах соседей фермеры немедленно превратились в помещиков, вынашивающих злобные замыслы превратить всю деревню в батраков. Борцы за классовую справедливость начали травить "барский" скот и кидать высоковольтные провода в капиталистические колодцы. При этом фермеры оставались не землевладельцами, а арендаторами. Получить землю в собственность они не могли - не было земельного кодекса.
Проект этого важного документа Дума впервые рассматривала в 1994 году. Камнем преткновения стал вопрос о продаже сельскохозяйственных земель. Схватка рыночников, стремящихся пустить в оборот все земельные участки, независимо от их назначения, и коммунистов, не желающих отдавать ни пяди родной земли, длилась вплоть до выборов. В Думе второго созыва борьба возобновилась, и был принят Земельный кодекс, запрещающий куплю-продажу сельскохозяйственных земель, хотя и подтверждающий право частной собственности, декларированное в Конституции. Разработчики этого варианта кодекса настаивали на том, что оборот сельскохозяйственных земель надо ограничить в интересах продовольственной безопасности России. В результате крестьян объявили полноправными собственниками земельных участков, но при этом запретили им распоряжаться этими участками по своему усмотрению. Совет Федерации утвердил этот вариант Земельного кодекса в 1998 году, уже после того как в Саратовской области был принят закон, разрешающий сделки с землей. Уже тогда саратовский губернатор Дмитрий Аяцков заговорил о том, что земельные вопросы регионы должны решать самостоятельно, так как земельные отношения, например, на Кубани и на Дальнем Востоке заведомо будут складываться по-разному.
Саратовский закон о земле вызвал бурную реакцию и разбирался даже в Конституционном суде, который признал, что Конституцию в Саратове не нарушили. Между тем ограниченная собственность на землю блокировала действие 17-й главы Гражданского кодекса.
Но ввести Земельный кодекс в действие так и не удалось - президент дважды накладывал на него вето. Нынешняя Дума начала движение к законодательному оформлению земельной реформы практически с нуля - об одобренном обеими палатами Земельном кодексе речь уже не идет. Первым шагом стала инициатива фракции СПС по разблокированию 17-й главы Гражданского кодекса. В первом чтении это удалось, и появилась надежда, что злополучная глава вступит в силу. Но с оговоркой: оборот земель сельскохозяйственного назначения будет регулироваться специальным законом. Пресса поспешила назвать решение Думы первым шагом земельной реформы. Звучит оптимистично, если забыть о том, что такие заголовки периодически появляются на первых полосах газет уже десятилетие.
"Вокруг проблемы свободной купли-продажи земли в России" - НСН, июнь 1998
В спорах о купле-продаже земли опасны крайности - "Независимая газета", 30.05.2000
Госдума разобралась с правом частной собственности на землю - Presscenter.Ru, 25.01.2001
Фото с сайта tok.severodvinsk.ru