Земельный вопрос на морском берегу
Какое ж Juras без perle?
Хотя до туристического бума советских времен, когда в Юрмалу приезжало до 6 миллионов человек за сезон, еще далеко, "сонное прибалтийское царство" с вымершими пляжами и пустующими гостиницами и ресторанами уходит в прошлое. Постепенно восстанавливается гостиничный бизнес. И хотя многие гиганты прошлых лет – такие, скажем, как гостиница "Юрмала" на улице Йомас, – пустуют, число мини-отелей постоянно увеличивается. Сейчас в городе 40 гостиниц, которые могут принять одновременно до 4 тысяч отдыхающих.
Кто такой латвийский интурист?
В августе Центральное статистическое бюро Латвийской Республики не без гордости сообщило, что количество иностранных туристов в ЛР выросло с апреля по июнь 2003 года по сравнению со II кварталом 2002-го аж на 7,4%. Проведя здесь в среднем по 1,5 дня, интуристы умудрились потратить в Латвии Ls28,9 млн (около $50 млн), и это без учета транспортных издержек, "расходов по поручению работодателя" и капиталовложений. Год назад этот показатель был на Ls4,4 млн скромнее.
На эту статистику сильно влияют самые частые гости – литовцы и эстонцы (суммарно на них приходится 60% всех интуристов), прибывающие сюда буквально на несколько часов. В результате прибалтийские соседи оставили в Латвии лишь Ls2,7 млн и Ls1,5 млн соответственно. Зато туристы из Германии и России (на каждую из двух стран приходится по 7% латвийских интуристов) и приезжают на подольше, и деньги спускают охотней: немцы вообще стали рекордсменами, потратившись все в том же II квартале текущего года на Ls4,6 млн. Россияне отстали не сильно: их траты исчислялись Ls4,2 млн. Разрыв с другими странами существенный: финны издержались всего на 2,3 млн, шведы – на 2,1 млн, американцы – на 1,5 млн.
Реконструируется санаторий Juras Licis, строится огромный (по заверениям строителей, в будущем крупнейший в Европе) аквапарк в Лиелупе. На базе старенького кинотеатра Dzintars сооружается современный киноцентр Platforma filma. А вот дворец аттракционов Daile, сооруженный в конце 70-х и получивший известность благодаря кегельбану, детскому ресторану Ki-ki-ri-ki и всевозможным мероприятиям, от международных шахматных турниров до выставки старинных авто, года полтора назад... исчез. Говорят, что стремительное сокращение числа отдыхающих в начале 90-х сделало заведение убыточным и от него решено было попросту избавиться.
Еще с одним гостиничным проектом связана печальная судьба другой местной достопримечательности минувших лет. Давно не бывавшему в Юрмале туристу неизбежно бросится в глаза отсутствие ресторана Juras perle ("Жемчужина моря"), нависавшего с дюн в самом начале юрмальского пляжа. Говорят, что еще в советские времена на месте ресторана задумали соорудить 17-этажную гостиницу. Проектом, оцениваемым в Ls17,4 млн ($30 млн), занимается компания Jurmalas perle (одним из трех ее совладельцев является предприниматель, депутат городской думы и глава думского комитета развития Юрмалы Александр Башарин; запомним это имя). Ресторан снесли, но построить на его месте отель так и не получилось. В результате в июне этого года по иску кредиторов было возбуждено уголовное дело о признании Jurmalas perle неплатежеспособной. Очередное заседание Рижского окружного суда по этому делу должно состояться в конце августа.
Напомним, что по преданию на сцене Juras perle некогда начинала путь к славе Лайма Вайкуле. Судьба другого заведения, опять же по легенде давшего путевку в жизнь Раймонду Паулсу, – сети ресторанов Lido - складывается более успешно: сейчас в Риге открыто четыре ресторана этой едва ли ни самой демократичной (с точки зрения цены) системы fast food в республике. К слову: этим летом стало известно, что Lido будет открыт в соседней Белоруссии. В свою очередь, бывший гендиректор компании "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" и дядя певицы Алсу Ришат Сафин лоббирует открытие Lido и в российской столице (по словам предпринимателя, мэр Лужков письменно заверил владельцев сети, что "с удовольствием увидел бы рестораны Lido в Москве").
Почему мы вспомнили про Lido, говоря о Юрмале? Потому, наверное, что, сломав одну из кафе-"стекляшек" на пересечении проспекта Дзинтару и улицы Турайдас, местные власти открыли взору отдыхающих сильно обветшавшее здание чуть ли ни первого Lido. Наверное, того самого, где начинал маэстро Паулс...
Юрмальская недвижимость всегда в цене
Недавно в городе сменилась власть: вместо Дайниса Урбановича, многолетнего мэра Юрмалы, кресло градоначальника занял Юрис Хлевицкис. Сам Урбанович заявлял, что в его отстранении от власти "были заинтересованы экономические круги, связанные с проектами строительства в дюнной зоне города". В этой связи вспомнили про уже упоминавшегося выше Александра Башарина, которого вполне можно назвать крупнейшим юрмальским олигархом.
Как раз с уходом Урбановича бывший боксер Башарин и решил посвятить себя большой городской политике. Не забывая про бизнес.
Башарин подчеркивает, что при прежнем мэре его проекты в Юрмале (в первую очередь речь идет о создании новых торговых площадок, а также спортивных школах и Теннисной академии в Вайвари) "постоянно тормозились", меж тем как город "нуждается в серьезной реконструкции". "Людей размещать негде. Гостиничные номера без кондиционеров, в ванной ноги вытянуть нельзя", – возмущался Башарин в одном из интервью. По мнению предпринимателя и парламентария, иностранцы "готовы приезжать и платить, но негде остановиться. Юрмале нужна современная пятизвездочная гостиница на берегу моря, как повсюду в мире». "Как ваш проект Juras perle?" – тут же поинтересовался журналист. "Да", – не стал лукавить Башарин.
Земля в Юрмале дорогая, и по этому поводу также возникает немало конфликтов. Тому же Башарину предъявляют претензии: как это он комплекс все того же Juras perle в свое время по $73 за квадратный метр купил, когда земля там за $100 – $120 продавалась, никак не дешевле. "А других покупателей на 6,8 тысячи квадратных метров не было, вот и купил", – не теряется Башарин.
Этим летом в Юрмале разгорелся еще один нешуточный конфликт из-за земли - даже с участием Интерпола. Глава латвийского бюро этой организации Юрис Ясинкевич не поделил 400 квадратных метров юрмальской земли с Янисом Слапиньшем, директором санатория "Яундубулты" (бывший пансионат "Правда", построенный в 80-е одноименным издательством ЦК КПСС). Санаторий обнес госдачу чиновника забором, урезав земельный надел на те самые 400 кв. м. Главный международный полицейский Латвии в телеинтервью возмутился: "Эта дача помогает мне работать. Я иногда неофициально приглашаю сюда иностранных коллег для обсуждения разных вопросов. А теперь в двух метрах от моего дома – стоянка. Я просто хочу нормально работать. Любой, даже полицейский, может бороться за свои права".
Конфликтом занимается городская дума, в частности, возглавляемый Александром Башариным комитет развития Юрмалы. Башарин, и здесь не стал отходить от принципов: он предложил решить спор в пользу главы латвийского бюро Интерпола, только так, чтобы тот либо приватизировал землю, либо взял ее в аренду (пока что это госдача). Все правильно: теперь в Юрмале на всем надо делать деньги. `
Статьи по теме
Земельный вопрос на морском берегу
Столь знакомое советским отпускникам и, казалось бы, навсегда утраченное после обретения Латвией независимости Рижское взморье, оказывается, не так чтоб сильно удалилось от нас за прошедшую дюжину лет. Наряду с Ригой и, пожалуй, Даугавпилсом, Юрмала остается одним из немногих мест в республике, где говорящих по-русски гостей понимают без переводчика. Между тем на взморье появляются все новые и новые признаки становления рыночных отношений, связанные с приходом крупных предпринимателей во власть, переделом собственности на землю и на недвижимость.