В Петербурге умер правозащитник Михаил Молоствов
В Санкт-Петербурге на 70-м году жизни скончался известный правозащитник Михаил Михайлович Молоствов, сообщает "Эхо Москвы". В советские времена он был участником диссидентского движения и политзаключенным. Сидел он с 1958 по 1965 годы за "антисоветскую агитацию и пропаганду". В лагере получил кличку Монтень.
В 1990 году был избран депутатом Верховного Совета РСФСР, работал в парламентском комитете по правам человека. В 1993-1996 годах был членом Государственной думы, где примыкал к фракции "Демократический выбор России".
Михаил Молоствов всегда активно и последовательно выступал против войны в Чечне. В конце 1994 года с группой депутатов Госдумы, пытавшихся остановить войну, ездил в Грозный и находился там под обстрелом и бомбежками в течение всей его затянувшейся осады и штурма. В 1995 году был в группе депутатов, журналистов и правозащитников, которые обменяли себя на заложников, захваченных боевиками в больнице города Буденновска.
Михаил Михайлович был ярким публицистом, автором многочисленных статей на политические и правозащитные темы. В 2000 году он выпустил в свет книгу воспоминаний "Прямые, которые не пересекаются". Предисловие к ней написал его младший товарищ Сергей Юшенков, убитый 17 апреля этого года в Москве.
Дословно
Памяти Михаила Молоствова: заявление 'Демократической России'
Умер Михаил Михайлович Молоствов - прекрасный, умный и честный человек, который был символом и совестью эпохи романтической демократии. Он был тем, кто должен быть строить свободную Россию. Мужественный диссидент, который не был соблазнен "разрешенной свободой" конца пятидесятых и боролся за истину, так как ее тогда понимал. Остроумный и глубокий либеральный мыслитель, родовитый аристократ по крови, гуманист и демократ - по глубочайшим убеждениям.
Человек античной цельности и доблести, в любой, сбросившей диктатуру, стране Михаил Молоствов стал бы цветом и элитой свободного общества, примером для новых поколений свободных людей. Сейчас принято издеваться над романтическим увлечением демократией и идеями прав человека, но этим идеям Россия обязана всему лучшему, что у нее есть сегодня в сфере права, в сфере раскрепощенного духа, в сфере гражданского сознания. Этой осмеянной демократической романтике Россия обязана тем последним глоткам кислорода в ее искалеченных легких, глоткам, которые старательно выжимают из ее груди те, кто всю страну надеется "стабилизировать" информационно-полицейским фентанилом.
Для нас Михаил Молоствов был другом и соратником с первых дней российской демократии. С ним мы были в Верховном совете и ... под бомбами карателей в первую чеченскую войну. С ним вместе мы участовали в антивоенном и правозащитном движении. От имени Координационного Совета Движения "Демократическая Россия", региональных и местных организаций, мы выражаем соболезнование и солидарность родным и друзьям Михаила Михайловича Молостовова.
Сопредседатели Движения "Демократическая Россия"
Л.А. Пономарев
Г.П. Якунии
Памяти Михаила Молоствова: говорит Сергей Ковалев
Михаил Михайлович – старый политический заключенный. В 60-е в зоне он имел прозвище Монтень. Он был необычайно светлым человеком. В нем сочетались ирония, прекрасное чувство юмора, абсолютная честность и высокая степень доброжелательности. Молоствов - философ по образованию, потомок очень древнего боярского рода, восходящего к Рюриковичам. При этом он был предельно скромен и никогда не говорил о своем происхождении. Понятно, что в советское время вся семья страдала. В лагерь Михаил Михайлович попал за свои социал-демократические убеждения. Он так и остался социал-демократом, но весьма либерального толка. Коммунистом он не был никогда, ни по убеждениям, ни по статусу.
Большое значение имеет его деятельность в составе депутатской группы в Чечне, куда входил и я. О группе этой сейчас не принято вспоминать. Даже когда говорят о Буденовске, то о ней не упоминает никто. Как будто Черномырдин каким-то чудесным образом сам лично вступил в контакт с Басаевым. В последние годы Молоствов занимался в основном писательской деятельностью. Занимался плодотворно. Последней из его опубликованных работ стала статья "Мир стоит на двух ногах. Спор с рыцарем либерализма без страха и упрека" в журнале "Новое время" за 16 марта 2003 года. В ней говорится: "Быть одноглазым циклопом, да к тому же пиратом на одной ноге нашему государству не впервой". Когда он говорит об "одноногости" и о том, что мир стоит на двух ногах, думаю, здесь имеется в виду следующее: с одной стороны воплощенные либеральные идеи с развитым хозяйством и господством права, с другой – социальная направленность сообщества, составляющая ядро социал-демократии, которой Молоствов остался верен до конца.
Грани.Ру, 22.04.2003
Михаил Молоствов
Когда сама жизнь с любой точки зрения навязывает тебе неумолимый вывод: твоя страна еще не доросла до демократии в подлинном смысле этого слова, нелепо переть против очевидности только потому, что вокруг тебя ликуют вяленые воблы: "Не доросла! Не доросла! А мы-то что говорили! Плетью обуха не перешибешь! Уши выше лба не растут!". Честное признание поражения не означает ОТРЕЧЕНИЯ от своих убеждений, если они тебе дороги...
Именно потому, что мы еще не доросли до того состояния, когда нормы демократического общежития становятся общепринятыми, приобретают прочность народного предрассудка, необходимы нам политические деятели, несущие в себе заряд незаурядной нравственной и интеллектуальной силы, личности масштаба А.Д. Сахарова. И чем больше их будет, тем лучше.
Напротив, уменьшение количества последовательно мыслящих демократов отдаляет час победы подлинной демократии."