На Пушкинской площади прошел митинг против войны в Чечне
"Остановим чеченскую войну вместе!" - под таким лозунгом на Пушкинской площади в субботу состоялся "митинг без политиков". Как передает корреспондент Граней.Ру, в сквере у "Макдональдса" собралось около 600 человек. Мероприятие прошло по инициативе известных деятелей культуры, подписавших антивоенное обращение. Организаторами митинга выступили сразу несколько общественных организаций, среди которых Русский ПЕН-Центр, правозащитный центр "Мемориал", движение "За права человека" и Общественный центр имени Андрея Сахарова.
Митинг открыл литератор и телеведущий Виктор Шендерович. По его словам, нормальным людям "пора перестать стесняться и открыто заявить свою позицию". Выступавшая вслед за ним учительница из Грозного Наталья Эстемирова сказала, что референдум ничего не изменил - в Чечне продолжаются убийства мирных жителей.
Некоторые участники митинга держали транспаранты "Налогоплательщик, ты танк в Чечню заказывал?", "Четверть бюджета России уходит на войну в Чечне".
Митинг прошел без инцидентов.
Среди подписавших антивоенное "письмо 60-ти" - Инна Чурикова, Петр Вайль, Людмила Улицкая, Петр Тодоровский, Сергей Юрский, Гарри Каспаров, Алексей Кортнев, Игорь Иртеньев. Накануне митинга его инициаторы объясняли, что хотят во всеуслышание заявить о неприятии войны и предоставить такую же возможность высказаться всем людям. "Пора понять, что война подошла совсем близко. Если люди не хотят, чтобы их детей насильно забривали, а через несколько недель возвращали в запаянных консервных банках, чтоб в их подъездах гремели взрывы, надо кричать об этом. Надо дать понять президенту, что для большинства эта война вне закона", - сказал Игорь Иртеньев на пресс-конференции.
Дословно
Остановим чеченскую войну вместе
Четвертый год продолжается вторая чеченская война – одна из тех войн, в которых не бывает победителей. Гибель тысяч российских солдат и офицеров, десятков тысяч мирных жителей, разорение всей Чечни нельзя оправдать ни "государственной необходимостью", ни рассуждениями об угрозе "мирового терроризма".
Неприемлемо велики не только людские и материальные, но и нравственные потери. В последние годы безграничное насилие стало нормой государственной политики, автомат Калашникова – средством межнационального общения.
Трагедия на Дубровке – ответ на насилие, свидетельство поражения имперской политики России на Кавказе. Руководство страны, как представляется, совершает ложный выбор, отказываясь от любых мирных инициатив и настаивая на войне "до победного конца". Но память жертв "Норд-Оста" требует не мести, а изменения подхода к проблеме: только двусторонний отказ от военных действий позволит избежать новых бессмысленных жертв. Российское руководство должно совершить этот политический шаг и начать переговорный процесс. Если этого не произойдет, нас всех ожидает нарастание страха и взаимной ненависти, нескончаемая партизанская война, новые "зачистки" и новые теракты. Россия и Чечня устали от войны, им нужен мир. Жестокость не имеет оправданий, вне зависимости от того, исходит она от чеченцев или от русских. Бандиты с обеих сторон не могут оставаться безнаказанными.
Справедливо осуждая жестокость боевиков, российская сторона должна отказаться от варварских "зачисток", пыток, бессудных казней, всех бессмысленных карательных мер, постоянно вербующих в отряды сепаратистов новых сторонников. По данным социологов, значительное большинство россиян высказывается за прекращение войны, за переговоры. Российской власти необходима воля к миру, а не подчинение инерции войны. Правительство должно сделать первые шаги к примирению. Этого требуют и рациональные соображения, и право, и, наконец, простая гуманность, без которой государственная политика теряет оправдание и смысл. Не резолюции Совета Европы, но собственные гуманистические традиции русской культуры должны стать мерилом государственной политики. Тогда нам не пришлось бы вновь прочерчивать свои исторические пути железом и кровью. Мы призываем соотечественников отбросить пассивность и равнодушие. Государство – это мы! Страна такова, какой мы ее делаем. Каждый житель России может влиять на ход событий, открыто выражая волю к миру, участвуя в ненасильственных антивоенных акциях, сборе гуманитарной помощи беженцам, голосуя за политиков, принадлежащих к "партии мира" и отказывая в поддержке лидерам "партии войны".
В особенности мы адресуемся к нашим коллегам, работающим в сфере искусства и науки. Мы предлагаем присоединиться к этому обращению, открытому для подписания, принять участие в новых гуманитарных инициативах, ведущих к миру, и употребить все свое влияние, противодействуя ксенофобии, агрессивному национализму и шовинизму – как в повседневной жизни, так и в большой политике.
Юрий Арабов, Юрий Афанасьев, Лия Ахеджакова, Белла Ахмадулина, Анатолий Ахутин, Леонид Бажанов, Леонид Баткин, Михаил Берг, Андрей Битов, Алла Боссарт, Евгений Бунимович, Петр Вайль, Аркадий Ваксберг, Борис Васильев, Владимир Вишневский, Георгий Владимов, Владимир Войнович, Сергей Гандлевский, Александр Гельман, Илларион Голицын, Александр Городницкий, Лидия Графова, Лев Гудков, Владимир Дашкевич, Вероника Долина, Денис Драгунский, Ион Друцэ, Вадим Жук, Виктор Ерофеев, Михаил Златковский, Леонид Зорин, Игорь Иртеньев, Фазиль Искандер, Гарри Каспаров, Юлий Ким, Галина Корнилова, Алексей Кортнев, Юлий Крелин, Григорий Кружков, Александр Мирзаян, Даниэль Митлянский, Юрий Норштейн, Глеб Панфилов, Евгений Рейн, Марк Розовский, Лев Рубинштейн, Ольга Седакова, Виктор Славкин, Александр Ткаченко, Петр Тодоровский, Наталия Трауберг, Людмила Улицкая, Александр Филиппенко, о. Георгий Чистяков, Инна Чурикова, Дмитрий Шаховской, Виктор Шендерович, Сергей Юрский, Алексей Яблоков, Игорь Г. Яковенко
Колокол.Ру: Поставьте свою подпись под этим обращением
Виктор Шендерович
Есть, кому в России сегодня - как выясняется, это десятки тысяч человек - забросать яйцами и помидорами американское посольство. Нам не удастся сделать нечто симметричное хотя бы в моральном смысле с собственным Министерством обороны и с теми, кто решил вопрос о Чечне так, как он решен и решается. Поэтому, с моей точки зрения, просто важнее быть здесь и говорить о Чечне, чем быть там и говорить об Ираке.
Референдум – это многоточие, которое означает, что продолжение следует, что формально мы поставили галочку о том, что легитимизировали Кадырова и сделали нелегитимным Масхадова. Но это такие радости кремлевские, внутри даже не Садового кольца, а внутри некоторых совсем узких групп, такие маленькие юридические радости. Люди будут продолжать гибнуть, потому что вопрос не решен и референдум не ставил целью решить этот вопрос. Вопрос подвешен, болячка загнана внутрь. Значит, будет дальнейшее заражение крови. Арестованный в Воронеже, слава тебе Господи, арестовали, но опыт "Норд-Оста" показывает, что на какой-то раз это происходит. И не хочется быть пророком, но если не будет предпринято никаких политических мер, то произойдет обязательно, потому что мы же понимаем, кто на страже нашей безопасности, какого класса и квалификации эти люди, мы понимаем, что произойдет. Даже в Америке, где другого класса и квалификации, все равно бы произошло и происходит. Поэтому этот вопрос надо решать политически, с моей точки зрения, не только с моей, а с точки зрения тех, кто подписал, скажем, это письмо несколько недель назад.
Больницы, раненые, умирающие люди, дети с оторванными ногами, да, эта вся картинка, люди, страдающие, умирающие, да, разбитые, разваленные города и т.д., умирающие люди в невыносимых условиях, без гуманитарной помощи, без воды и т.д. Если бы такого рода кадры шли и по первому, и второму федеральным каналам в течение месяца из Чечни, то да, были бы демонстрации и 50-тысячные, и 500-тысячные, как были 12 лет назад по поводу Прибалтики, но у нас ужасные ресурсы... Строго говоря, если бы я на этой позиции был один, вот если бы я понимал, что, условно говоря, Игорь и те люди, которые подписали, 30 человек - Фазиль Искандер, Людмила Улицкая, Гарри Каспаров, Алексей Кортнев, - если я понимаю, что эти люди думают так же, как я, для меня этого было бы достаточно для того, чтобы считать себя абсолютно правым. А счет на миллионы – это оставим Вешнякову.
Любой человек может прийти на этот митинг, если он считает, что это надо останавливать, что надо переводить это в политическую плоскость, надо перестать врать, перестать плодить воровство и демагогию на основе Чечни и кровь, безусловно, которая следом идет, и надо с этим что-то делать...
С моей точки зрения, договариваться, безусловно, надо с Масхадовым. Дело в том, что договариваются вообще с противниками, иначе это не переговоры, какой смысл договариваться с Кадыровым, Гантамировым или Бабичем? Что с ними договориваться? Их берешь, сажаешь во власти - потом они вместе с тобой и кусками собственности федеральной уходят. Договариваться надо именно с противниками, именно с теми, кто представляет себе ситуацию политическую иначе, у кого другие интересы. Единственный внятный политический наш противник – это Масхадов, он легитимный президент Чечни, за него проголосовали 60% чеченцев, они проголосовали за мир, у них был выбор между Басаевым и Масхадовым. За Басаева проголосовало 6%, за Масхадова – 60%. Чеченцы выбрали мир и независимость, цивилизованную независимость, которую предлагал Хасавюрт, которую предлагал Масхадов и президент Ельцин, которая утверждена в государственных документах. Переговариваться, с моей точки зрения, надо с теми, кто представляет наших политических противников, потому что иначе, не договариваясь с ними, мы просто откладываем разговор еще на поколение. Если федеральной власти удастся уничтожить Масхадова или, скажем, Закаева физически или политически окончательно, да, это значит, что через десятилетие нам придется иметь дело уже с другими политиками. А там будут не лучше, а хуже, потому что пропасть только раздвигается. С Масхадовым, как показала история, можно договариваться и переговариваться.
"Эхо Москвы", 09.04.2003