"Сороса заменит аятолла"
На вопросы Граней.Ру отвечает учитель химии, соросовский стипендиат Регина Семеновна Мамлина (школа # 279 им. Твардовского, Москва).
Н.Х.: Как мог российский учитель стать соросовским стипендиатом?
Р.М.: В первый год работы соросовской программы Фонд попросил районные и городские управления образования назвать имена лучших учителей. Естественно, были названы люди, приближенные к управленцам. Но уже в следующем году принцип отбора был изменен. Студентов младших курсов разных технических вузов просили назвать имена учителей, которые дали им больше всего. Если имя учителя повторялось в ответах несколько раз, он получал стипендию. То есть выбор был предоставлен ребятам.
Н.Х.: То есть от учителя не требовалось никакой заявки на научный проект? Это была как бы премия за вклад в образование?
Р.М.: Пожалуй. В течение года соросовский стипендиат ежемесячно получал 200 долларов. Через год проводился новый опрос, и если имя учителя повторялось, он получал стипендию повторно. Исключение делалось только для участников войны. Если фронтовик однажды стал стипендиатом, 200 долларов в месяц он будет получать, пока существует соросовская программа. То есть теперь, как я понимаю, уже не будет.
Н.Х.: А для остальных отношения с Соросом через год заканчивались?
Р.М.: Всех, кто был стипендиатом, Сорос обеспечивает литературой. Химики, биологи, математики получают книги и специальные журналы по своим предметам.
Н.Х.: Много таких учителей?
Р.М.: В Москве каждый год было около ста соросовских стипендиатов. По стране - несколько сотен. В течение десяти лет Сорос кормил нашу науку и образование, помогал удерживать в школах хороших учителей. Теперь это стало не надо. Наверное, власти рассчитывают, что нас будет кормить Иран.
Матвиенко: В России Соросу ничто не грозит - Lenta.Ru, 20.03.2001
Студенты и учителя потеряли Сороса - Gazeta.Ru, 19.03.2001
The Soros Foundation
Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса)