Также: Общество | Персоны: Наталья Хмелик

статья Я программу Грефа не читал, но все равно осуждаю

Наталья Хмелик, 27.02.2001
Съемки НТВ

Съемки НТВ

Горбатый мост у Дома правительства снова ожил. На этот раз здесь собрались учителя и студенты: профсоюз работников образования объявил 27 февраля днем всероссийской акции протеста против реформы образования. Протестующих немного. Выстраиваются в цепь студенты МАМИ, разворачивают флаг института. На вопрос, что им не нравится в правительственной программе, бодро отвечают: "А фиг его знает". Увидев диктофон, появляется молодой человек с мегафоном. В этой студенческой команде он явно "старший по званию".

- Я Сергей Соколов, студент. Система ГИФО, которую собирается ввести правительство, полностью не покроет потребности образования, рано или поздно студентам все равно придется доплачивать. И в школах собираются ввести то же самое. То есть дополнительные занятия в школах, возможно, будут платными. Мы выступаем против этого.

Учителя, по большей части из Подмосковья, о тонкостях реформы осведомлены куда хуже, но делятся своим недовольством не менее охотно. Елена Станиславовна преподает историю в одной из школ Наро-Фоминска. Программу предлагаемой реформы она не читала: некогда, нагрузка - 32 часа в неделю, а меньше не получается.

- Зарплата у нас очень низкая. Сейчас я получаю первую категорию, ставка за 18 часов в неделю - 1140 рублей, а квартплата за мою трехкомнатную квартиру у нас в районе 670 рублей, плюс коммунальные услуги 200. Значит 900 рублей из этой суммы надо убрать. За 32 часа получается 2000 рублей. У меня двое детей, учатся в школе, в 10-м классе и в 8-м. Старшему скоро в вуз поступать. А за курсы, которые сейчас вводятся у нас в районе, плата очень высокая. Да и не всегда попадешь на эти курсы, даже если родители - работники образования. Еще говорят, что по проекту классы будут наполняться по 35 человек и больше. Сейчас 29 - и то уже не знаешь, как дать тему, чтобы ребята усвоили. А мой предмет постоянно требует обновления и мыслей, и знаний.

Угрюмый учитель физкультуры назваться не пожелал, но высказался куда более определенно:

- Мне ничего не нравится в правительственной программе. Учитель получает от тысячи до двух. Касьянова, Путина хотя бы на месячишко на эту зарплату, пусть они просто прожили бы на эти деньги в Москве. Тогда они, может быть, и влезли бы в нашу шкуру. Деньги на то, чтобы отдавать долги вот этому Парижскому клубу, у них есть. А учителя у нас бедные. Они фактически не работают с детьми за эту зарплату, а просто обозначают свою работу.

Наталья Владимировна Подлесная, учитель французского языка из Коломны, расстроена:

- Нам сказали, что школу отделяют от государства и передают на баланс городов и прочих мелких структур. А мы знаем, что в этих структурах всегда не хватает денег, нам всегда что-то недоплачивают. А если образование перейдет в частные руки, оно у нас просто-напросто умрет.

К единому экзамену у Натальи Владимировны отношение двойственное. "Если бы все было хорошо организовано, я бы к нему относилась положительно. Но поскольку я не верю в то, что все будет так, как надо, то сейчас я отношусь к нему отрицательно. Я считаю, что мы до этого еще просто не доросли", - говорит она и подвигается поближе к импровизированной трибуне. Там человек в меховой шапке уже начал рисовать страшные картины будущей образовательной разрухи: вузы становятся платными, молодежь не идет в институты, а российские граждане перестают читать и писать, так как не обучены. А все потому, что на реформу деньги есть, а на зарплату учителям - нет. Вопрос "изменится ли при повышении учительской зарплаты уровень подготовки педагогов?" при этом не поднимался.

Наталья Хмелик, 27.02.2001