Также: Общество

статья Ректоры к бунту готовы

Диана Александрова, 14.12.2000

Минувшей осенью российские ректоры взбунтовались. За последнее десятилетие впервые. Форма бунта, впрочем, была избрана цивилизованная: в специальном документе Российский союз ректоров указал на необходимость "глубоко продуманных реформ". Обдумывать предлагалось главным образом две позиции: единый экзамен и ГИФО (государственные именные финансовые обязательства). То есть то, что определяет формирование принципиально новой системы приема в вузы. По результатам выпускных экзаменов абитуриенты получают сертификат с оценкой, а институт, университет или академия устанавливает уровень своих требований, например - высший балл по математике, четверка по физике и тройка по русскому языку (по новой классификации - А+, В и С). При этом деньги, которые государство сегодня тратит на обучение студента государственного вуза, будут "привязаны" к каждому студенту. Сумма зависит от результатов, зафиксированных в его сертификате, то есть от уровня подготовки. Так обучение отличников будет финансироваться государством полностью, всех остальных - в соответствии с качеством аттестата. Выдаваться сертификаты будут в виде ценной бумаги - государственного именного финансового обязательства (ГИФО). Эту бумагу, вместе с обязательством государства передать выделенную на него сумму в избранное учебное заведение, студент понесет в вуз, обеспечивая ему финансовое благополучие. Конечно, только в том случае, если вместе с ним сюда придут в достаточном количестве другие хорошо подготовленные, а значит, лучше финансируемые государством молодые люди.

Казалось бы, предложение должно понравиться любителям справедливых решений. Хорошие вузы, куда рвутся абитуриенты, получат больше денег, смогут развивать свою научную базу и неуклонно повышать зарплату преподавателям. Остальным придется думать о том, как поднять уровень обучения, какие новые специальности открыть, чтобы привлечь самых успешных.

Однако Российский совет ректоров возмутился и направил президенту письмо с выражением несогласия. С точки зрения ректоров, человек, который не способен платить, не сможет учиться от колыбели до могилы, а это, конечно же, ущемляет его право на образование. Аргумент слабый: человек, получивший сертификат на централизованном экзамене, может поступить в вуз в любое время и получить государственное финансирование на тех же основаниях, что и другие абитуриенты.

На самом деле руководство государственных вузов обеспокоено вещами куда более прозаическими. С одной стороны, система единого экзамена и ГИФО лишает их заведения и их лично неплохой кормушки. Одновременно еще острее встает проблема жесткой конкуренции с коммерческими вузами. Если за высшее образование так и так придется платить, абитуриент будет выбирать тот университет, который дает лучшее образование за те же деньги. А такие коммерческие вузы уже появились. Да, среди них немало тех, где берут деньги и выдают "купленные" дипломы. Но все больше становится таких, которые стремятся привлечь все новых студентов, а не просто схватить деньги и убежать. Сегодня есть уже коммерческие вузы, на сотрудничество с которыми идут самые престижные зарубежные университеты. (Так, Современный гуманитарный университет в Москве установил партнерство с Кембриджем.) При окончании такого вуза студенты могут получить не только российский диплом, признанный на Западе, но еще и диплом западного университета.

Конечно, появившаяся у студента возможность как принести деньги в вуз, так и унести их оттуда, беспокоит тех, к кому и бесплатно не очень идут. Разве что от армии спасаются под их крышей Неудивительно, что ректорский корпус решил получить компенсацию за утрачиваемые в ходе реформы личные доходы. Согласно предложенной ими в обмен на благосклонность к реформе схеме ректоры будут приравнены к заместителям министров и станут действительными государственными советниками 3-го класса. А академики и члены-корреспонденты РАН - министрами.

Диана Александрова, 14.12.2000