Также: Общество

статья Два капитана для нужд наркомана

Сергей Плотников (Екатеринбург), 30.03.2001

В начале августа 2000 года оперативные сотрудники УФСБ по Свердловской области задержали предполагаемого наркокурьера. Подозреваемый был схвачен за руку в момент контакта с покупателем. Последний при установлении личности впечатления на оперов не произвел. Курьер же оказался из числа "БС" - бывших сотрудников милиции. Еще незадолго до задержания Олег Гирфанов носил погоны капитана и числился старшим опером в аппарате... ГУВД Свердловской области. Сегодня следствие инкриминирует ему сбыт наркотиков в особо крупных размерах. В феврале 2001 года уголовное дело направлено в суд.

В том, что наркобизнес нуждается в прикрытии, стремится спеленать коррумпированной связью ветви власти, в том числе и правоохранителей, никто не сомневается. Особенно в Екатеринбурге, где лозунг развенчания "ментовских крыш" настойчиво внедряют в массы активисты движения "Город без наркотиков".

Этот феномен стал известен за пределами Урала с осени 1999 года. Именно тогда фонд "Город без наркотиков", не то поддержанный, не то созданный общественно-политическим союзом (ОПС) "Уралмаш", повел наступление на оплот наркоторговцев - Цыганский поселок. В конце октября стояние сотен крепышей "уралмаша" посреди вотчины торговцев "дурью" сменилось митингами молодежи в центре города. Заработал пейджер, по которому каждый мог сообщить о фактах продажи наркотиков. Среди сообщений, если верить фонду, попадалась информация и о том, что такие-то менты "крышуют барыг", то есть, встав на путь предательства, обеспечивают безопасность наркобизнеса.

Любопытно, что в телепередачах дружественного фонду местного публициста в качестве такой "крыши" особенно часто упоминалась группа "А" - отдел уголовного розыска УВД Екатеринбурга. Отдел этот был создан осенью 1992 года для сбора информации и оперативной работы по преступным сообществам, по милицейской терминологии - ОПС. К середине 90-х безусловным лидером среди таковых стало ОПС "Уралмаш". И тогда же стараниями "ашников" за решетку, а потом на скамью подсудимых отправилось чуть не два десятка лиц, которых следствие считает создателями и участниками киллер-группы, три года "зачищавшей" столицу Среднего Урала от конкурентов сообщества "Уралмаш".

То есть именно "ашники" нанесли ОПС наибольший урон. И вот весной 1999 года управление юстиции официально регистрирует общественное объединение под таким же названием: "ОПС "Уралмаш". В состав его учредителей входят люди, чьи фамилии значились среди ближайшего окружения Григория Цыганова (убитого летом 1991 года лидера "уралмашевского" сообщества) или его брата Константина, уже несколько лет скрывающегося от следствия. Новоявленный союз оказывает всяческую поддержку фонду "Город без наркотиков". С подачи фонда в местный телеэфир попадает компромат на сыщиков из группы "А".

Так с чем же мы имеем дело? С разоблачением коррупционеров или сведением счетов? И если ли правдивость информации по "ашникам" вызывает такие сомнения, то как относиться к остальным сигналам? На этот вопрос отчасти ответил первый заместитель прокурора Екатеринбурга Вячеслав Левин на встрече с журналистами еще весной прошлого года. Он объявил о результатах возбужденного им по фондовским сведениям уголовного дела (цитирую по фонограмме): "Там где-то было порядка сорока фактов приведено в этом самом видеоматериале. Каждый факт был отработан как оперативным, так и следственным путем... Ни оперативным путем, ни следственным путем эта информация не подтвердилась".

Но активистов фонда это ничуть не смутило. В беседах с журналистами они даже бравируют тем, как жестко прессуют милицию. "Ты представляешь, а? Мы, уголовники, гонимся за опером, а он от нас удирает задним ходом!" - цитирует корреспондент ежемесячника "Совершенно секретно" одного из главных идеологов движения "Город без наркотиков" Евгения Ройзмана. В данном случае фраза "мы, уголовники" не оговорка по Фрейду, а факт биографии: ценитель антиквариата, борец с наркотиками и даже поэт, Ройзман по приговору суда провел немало времени в местах не столь отдаленных.

Впрочем, не все ли равно, кто сегодня поможет отправить в эти места наркоторговцев и их приспешников в погонах? Журналист, бывший зек или боец невидимого фронта? Лишь бы были факты, а не домыслы. Доказательства, а не одно лишь "классовое чутье". И если, по словам начальника УВД Екатеринбурга Шабанова, за первые полгода работы "антинаркотического" пейджера было возбуждено 138 дел по сбыту наркотиков, то 54 из них возникли как раз из пейджерных сообщений. Это, как ни крути, юридический факт. (Хорошо бы, правда, еще знать, сколько дошло до суда...) Но если сигналы фонда по коррупции среди "ментов" не подтверждаются - это факт не менее красноречивый.

Мы начали рассказ с задержания предполагаемого наркокурьера из числа бывших сотрудников МВД. Это уголовное дело находилось в производстве следователя областной прокуратуры Михаила Мильмана. В конце января нынешнего года все тот же следователь в рамках другого уголовного дела дал поручение региональному отделу спецназначения задержать человека, подозреваемого в причастности к наркобизнесу. Бойцы спецназа ФСБ взяли с поличным Владислава С., бывшего начальника... отдела по борьбе с наркотиками Кировского ОВД Екатеринбурга. И вряд ли этот арест по данному делу будет последним.

...В оперативно-следственную группу Мильмана входят и сотрудники милиции - офицеры из отдела "А". Помощью и информацией фонда "Город без наркотиков" следователь, по его словам, не пользовался. Может, оно и к лучшему.

Сергей Плотников (Екатеринбург), 30.03.2001