статья Россия выбирает опасный секс

Ксения Корнеева, 14.03.2001

Суета вокруг абортов началась в России в начале 90-х, когда гласность дошла до того, что табу было снято и с темы "половухи", после чего ее стали бурно обсуждать в печати. Именно тогда выяснилось, что аборт в стране гораздо популярнее контрацептивов, а предохраняться российские граждане не умеют, не любят, а главное, не хотят. А если так, то число абортов будет лишь увеличиваться: безработица и рост цен подъему рождаемости, как известно, не способствуют.

Впрочем, сама возможность увеличения числа абортов власти вряд ли бы испугала, если бы не одна особенность. Искусственное прерывание беременности всегда чревато осложнениями, после которых способность женщины выносить и родить здорового ребенка резко снижается, а Россия к тому времени уже вступила в пору демографического кризиса. Помимо всего, в те благословенные времена еще модно было подстраиваться под Запад и внедрение идеи семейного планирования выглядело чем-то вроде признака хорошего тона. Именно благодаря этим обстоятельствам возникшей в 1991 году Российская ассоциация планирования семьи (РАПС) удалось не только занять довольно прочные позиции, но и добиться принятия в 1994 году федеральной программы "Планирование семьи". То есть фактически государственного признания контрацепции и полового воспитания как главной альтернативы абортам.

Просуществовала программа недолго. В 1997 году финансирование было сокращено, а в 1998-м ее и вовсе исключили из бюджета. Причем не только из соображений экономии: к тому времени в обществе выросли антизападные настроения, модернизаторские инициативы свою притягательность для властей утратили, а хорошим тоном в среде политиков стала демонстрация принадлежности к православию. Соответственно выросло влияние "пролайфистского" (от англ. pro-life) движения ("За жизнь), во главе которого в России стоит православный медико-просветительский центр "Жизнь".

До поры до времени активность "Жизни" и его активистов - священников Дмитрия Смирнова, Максима Обухова и Анатолия Берестова - ограничивалась распространением листовок из серии "Презерватив - твой враг", демонстрацией в Думе устрашающего фильма об абортах "Безмолвный крик" и обсуждением в узком кругу депутатов от КПРФ и ЛДПР зловредной деятельности РАПС по растлению и изничтожению русского народа. Однако их дело не пропало: от поддержки планирования семьи на государственном уровне власти отказались, а инициативы по полному или частичному запрету абортов с завидной регулярностью обсуждаются в Думе. И совсем не исключено, что рано или поздно исполнительная власть углядит в этих предложениях рациональное зерно и поддержит, к примеру, запрет абортов по социальным показаниям. В таком случае число сирот при живых родителях, и так перевалившее сегодня в России за полмиллиона, как минимум удвоится. Решать же связанные с их воспитанием вопросы придется государству. У пролайфистов ничего подобного в планах не значится: в справке центра "Жизнь" прямым текстом говорится: "Центр "Жизнь" медицинскую и благотворительную помощь не оказывает."

Запретят ли в России аборты? - "Московский комсомолец", 10.01.2001

Церковь против секса - секс против Церкви - Мир здоровья

Ксения Корнеева, 14.03.2001