Инвалидов и орденоносцев не прощают
Сегодня на Ильинке было признано антиконституционным прощать грехи орденоносцам и медалистам, а также инвалидам I и II группы. Конституционный суд вымарал из постановления Государственной думы "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г." строчки об амнистии этой категории граждан. Заодно были отменено решение той же Госдумы, аннулирующее эту амнистию.
Легкая бредовость вышесказанного связана с запутанностью вопроса. Как известно, амнистию по Конституции объявляет своим постановлением Государственная дума. В мае прошлого года нижняя палата пошла на беспрецедентно либеральную амнистию. Было выпущено 222 тысячи человек. Традиционно на волю выпускаются заключенные, сидящие за незначительные преступления. Однако на этот раз было решено выпустить на свободу инвалидов и граждан, имеющих ордена и медали СССР и РФ, независимо от срока наказания. Лафа продолжалась месяц.
Все испортил злой гений путинского царствования В.А. Гусинский. Выяснилось, что его придется освободить из Бутырки, ибо у него имеется медаль. Олигарха отпустили, но силовики (МВД и прокуратура), которые и так благим матом крыли депутатов за излишнее милосердие, получили в руки неоспоримый козырь - видите, мол, кто из-за вас на воле разгуливает! И уже в июне Дума была вынуждена своим постановлением отменить некоторые положения амнистии, выведя из-под ее действия совершивших тяжкие преступления орденоносцев, инвалидов и туберкулезников.
У районных судей на местах голова пошла кругом. Что делать с теми, кто уже вышел? Известно право Госдумы объявлять амнистию, но откуда взялось полномочие ее отменять? Имеет ли обратную силу такой нормативный акт? В результате в Конституционный суд поступило 16 жалоб от инвалидов и орденоносцев, а также запрос судьи из Челябинска. Жаждали заявители понятно чего - отменить второе постановление нижней палаты и вернуть амнистию в ее прежнее благостное состояние.
Однако дело приняло иной оборот. Во время судебных слушаний думские юристы то пытались доказать, что КС вообще не имеет право рассматривать постановления нижней палаты, то объявляли их "возвышающимися над нормами уголовного права". Недовольные резонно указывали, что нельзя задним числом утяжелять положение осужденных, и спрашивали, чем уже освобожденные по амнистии в мае инвалиды и орденоносцы, лучше тех, кто не по своей воле задержался в заключении до июня. Кроме того, жалобщики сомневались в праве ГД отменять амнистию.
Вердикт получился неожиданный. КС признал, что Дума поступила не по Конституции, когда впопыхах подмахнула странное постановление, отменяющее часть амнистии. Но столь же неконституционными были признаны и излишне либеральные нормы самой амнистии: как сказано в решении КС, "условия распространения амнистии на лиц, награжденных орденами и медалями, противоречат общей концепции акта, не увязаны с тяжестью преступлений". Зампредседателя Конституционного суда Тамара Морщакова, известная как истинный автор многостраничных толкований, издаваемых на Ильинке, в беседе с журналистами добавила: "В результате, ни тот, ни другой акт не могут пользоваться тем уважением, которым должны пользоваться юридические акты, и обладать той юридической силой, которой они должны обладать. Теперь они фактически аннулируются".
В результате заключенные орденоносцы и инвалиды остались "при своих". Только те, кому посчастливилось выйти на волю в мае-июне 2000 года, вроде бы прощены окончательно. Г-жа Морщакова обещает, что обратно на зону их не потащат.
Амнистия 2000 года (справка Граней.Ру)
Тюрьма и воля: Амнистия-2000
Статьи по теме
Инвалидов и орденоносцев не прощают
В результате решения Конституционного суда от 5 июля 2001 года заключенные орденоносцы и инвалиды остались "при своих". Только те, кому посчастливилось выйти на волю в мае-июне 2000 года, вроде бы прощены окончательно. Зампредседателя КС Морщакова обещает, что обратно на зону их не потащат.