Дочь башмачника
В сентябре 1998 года, за три дня до оглашения доклада независимого прокурора Кеннета Старра о президентском адюльтере, Национальный комитет Демократической партии оказался без средств к существованию. Председатель комитета позвонил одной знакомой даме в Нью-Йорк, и помощь пришла. Дама устроила в своем пентхаузе с видом на Центральный парк ланч с участием Клинтона, Гора и их жен. Развлекали общество Натали Коул и Патти Лабелль. Каждому гостю куверт обошелся в 25 тысяч долларов. Национальный комитет демократов получил чек на 3 миллиона.
Дамой этой была Дениз Рич.
В ноябре 2000 года в нью-йоркском отеле Marriott Marquis cостоялся грандиозный бал с участием королевы Иордании Нур, Михаила Горбачева и Пола Маккартни. Почетным председателем был Билл Клинтон, распорядителем - само собой, Ларри Кинг. Бал давал благотворительный фонд, финансирующий медицинские исследования в области рака. Фонд учредила одна дама в память о дочери, в 27 лет скончавшейся от лейкемии.
Дамой этой была Дениз Рич.
15 лет назад от одной дамы загулял муж. В растрепанных чувствах дама летела на самолете в Лондон, и ее меланхолия сама собой вылилась в песенку с мужским именем Frankie, хотя коварного супруга звали Марк. Песенка понравилась квартету Sister Sledge и стала хитом номер один в Европе. Дама теперь работает с самыми модными исполнителями. Ее песенки поют Арета Франклин, Чака Хан, Селин Дион и множество других звезд, дама пишет тексты песен для фильмов ("Анастасия", "Беглая невеста", "Клуб первых жен") и владеет мультимедийной компанией.
Дама эта - Дениз Рич, дочь обувного фабриканта Эмиля Айзенберга, бежавшего в Америку от Холокоста. Поп-музыка для нее - не профессия и уж тем более не заработок. Для обозначения таких, как она, у американцев есть слово socialite - светская персона, лицо, занимающее видное положение в обществе. Друзья говорят, что она чиста и наивна как дитя и что ее единственный интерес в жизни - делать добро. Она протежирует молодым певцам и собирает пожертвования. Много добра она сделала демократам и лично Биллу и Хиллари Клинтонам, неутомимо собирая средства в их избирательные фонды, а недавно внесла без малого полмиллиона своих личных средств в фонд Президентской библиотеки Клинтона.
Благодаря своим заслугам перед партией и президентом Дениз Рич была вхожа в Белый дом и в самые главные его кабинеты. Всякий знает цену таким связям. Такие ли дела обделывают другие фандрайзеры и доноры, только допусти их "к телу"! Но ей не было нужно почти ничего. Г-же Рич требовался лишь росчерк президентского пера. Под абсолютно законной, легальной бумагой, подписать которую президент имел полное право без обязанности за это отчитываться. Это было прошение о помиловании. Какой президент, какой порядочный человек откажется сделать это? Тем не менее Клинтона долго терзали сомнения. Он подписал помилование за несколько часов до сложения властных полномочий, ночью.
Вышел скандал. Получивший отпущение грехов коммерсант Марк Рич, бывший муж Дениз, не томится за решеткой. Уже восемнадцатый год он живет в Швейцарии близ Люцерна. Американское правосудие обвиняет его в укрывательстве от налогов на крупнейшую в истории налогообложения в США сумму - 48 миллионов долларов. Обвинение ему предъявил в свое время нью-йоркский прокурор Рудольф Джулиани, который сейчас работает мэром Нью-Йорка. Джулиани был вне себя от гнева и потребовал расследования. На призыв отозвался Дэн Бартон, председатель комитета нижней палаты по госреформе. Бартон давно пытается поймать Клинтона на злоупотреблениях. Однажды он чуть было не затеял слушания об интернетовских сайтах кота и собаки Клинтонов - мол, почему средства налогоплательщиков расходуются без санкции Конгресса? Но налогоплательщики его не поддержали.
На этот раз, однако, дело куда серьезнее. Никто не произносит вслух слово "взятка", но подразумевают именно ее. Вдобавок обнаружилось, что родственники первой пары - единоутробный брат Билла Роджер и братья Хиллари Хью и Тони - хлопотали о других помилованиях и брали деньги за свои услуги. В этом случае Клинтоны отреагировали единственно возможным образом: велели родственникам немедленно вернуть гонорары и извинились перед публикой.
А по поводу Рича Бартон устроил таки слушания. В ходе мероприятия выяснилось немало любопытных подробностей. Трое ближайших советников Клинтона - Джон Подеста, Брюс Линдси и Бет Нолан - показали, что они были против помилования Рича. Однако ни о какой сделке они слыхом не слыхивали. Дениз Рич на приглашение законодателей ответила, что на слушания не придет и ни на какие вопросы отвечать не будет на основании Пятой поправки к Конституции, которая гарантирует гражданину США право не давать показания против самого себя. Бартон вызвал также Бет Досорец, бывшего финансового директора Национального комитета Демократической партии, но из ее появления получилась комедия. Досорец терпеливо выслушала речи конгрессменов, общим счетом восемь, в каждой из которых оратор рассыпался в благодарностях за то, что она все-таки пришла, была приведена к присяге, но на первый же вопрос кротко ответила, что прибегает к Пятой поправке.
После этого весь пар ушел в свисток. Конгрессмены попробовали было докопаться, не деньги ли Марка Рича были пожертвованы на библиотеку. Помилованный когда-то отказался от американского гражданства, а от иностранцев пожертвования принимать нельзя. Но и тут Бартона ждал афронт: бумаги на отказ от гражданства были неправильно оформлены и эффекта не возымели. Теперь лидеры республиканцев говорят, что дело пора закрывать. Бартон не назначил даты продолжения слушаний и говорит, что не знает, стоит ли продолжать. Возможно, Рича не следовало миловать. Но отменить решение президента невозможно. Поэтому, как поется в песенке Дениз Рич в исполнении Ареты Франклин и Мэри Блидж, don't waste your time.
Слушания в комитете по госреформе Палаты представителей Конгресса США
Politics, power and money: The pardons controversy (CNN Full Coverage)
Denise Rich
Статьи по теме
Дочь башмачника
Друзья говорят, что Дениз Рич чиста и наивна как дитя и что ее единственный интерес в жизни - делать добро. Она протежирует молодым певцам и собирает пожертвования. Много добра она сделала демократам и лично Биллу и Хиллари Клинтонам, неутомимо собирая средства в их избирательные фонды, а недавно внесла без малого полмиллиона своих личных средств в фонд Президентской библиотеки Клинтона.