Следить будут строго
На днях в Рунете началась акция "Инквизиторам - нет!". Она является продолжением развернувшегося в последние недели скандала вокруг скучной бюрократической процедуры - переформирования состава Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции. Этот совет много лет давал заключения о том, стоит ли государству регистрировать очередную религиозную организацию на федеральном уровне, и контролировал ситуацию с регистрацией на местах.
Сидели в этом совете старые советские религиоведы из научных организаций и университетов, хорошо знающие (поскольку участвовали в ее создании) российскую законодательную базу, да представители государственных органов.
В мае 2008 года новым министром юстиции стал очередной питерский юрист - Александр Коновалов, а к декабрю появились первые сообщения о том, что в Экспертный совет переформируется и в него может войти скандально известный персонаж российской религиозной жизни - "сектовед" Александр Дворкин.
Сам по себе "сектовед" - личность примечательная. Окончив два курса пединститута, столичный житель Саша Дворкин в 1976 году объявился в Нью-Йорке (выехав, как и полагается, из СССР по еврейской визе) и пытался изображать из себя представителя "московских хиппи". Потерпев неудачу на этом поприще (в Москве в активной диссидентской деятельности он замечен не был), Дворкин примкнул к американским православным общинам. Здесь несколько лет все у него складывалось благополучно. В 1983 году он закончил Свято-Владимирскую духовную семинарию, год спустя получил американское гражданство (оно сохранялось у него как минимум до 2003 года, и нет никаких сведений о том, что с тех пор он от него отказался), защитил кандидатскую диссертацию по русской историю в малоизвестном нью-йоркском университете (1988 год). И хотя академическая карьера не удалась, он вполне успешно начал продвигаться на ниве русскоязычной радиожурналистики - сначала на "Голосе Америки", затем в мюнхенском бюро Радио "Свобода".
Причины возвращения Дворкина на родину в конце 1991 года туманны. Сам он выдвигает патриотическую версию, а его бывшие знакомые говорят, что склочный характер и пустозвонство не позволили ему рассчитывать на реальный успех в западном обществе, особенно когда число рабочих мест, рассчитанных на советских эмигрантов, начало резко сокращаться. Большинство его былых покровителей из числа православных американцев по разным причинам также в нем разочаровались.
Дальнейшая карьера Дворкина у нас перед глазами. Используя свои давние отношения с американскими и европейскими "антикультистами", он стал представлять себя в России в качестве главного "борца с сектами". Ему, в частности, принадлежит заслуга активного продвижения термина "тоталитарные секты", признаки которых при политической необходимости обнаруживались у любых религиозных образований, включая группы ревностных верующих внутри самой РПЦ. С 1992 года он последовательно занимал ряд должностей в официальных православных структурах, став, в частности, профессором одного из крупных образовательных учреждений РПЦ - Свято-Тихоновского богословского института (сейчас - гуманитарного университета).
Одним из студентов Свято-Тихоновского был и будущий министр Коновалов. Активный православный неофит, он параллельно со своей основной - прокурорской - деятельностью учился в богословском институте и даже, как уверены его нынешние противники, тайно принял монашество (сорокалетний министр до сих пор не женат).
Прокурорский тон Дворкина по отношению к религиозным конкурентам РПЦ вызывал многочисленные скандалы и конфликты на межконфессиональном поприще и порядком поднадоел самим церковным чиновникам, которые к середине 2000-х годов стали дистанцироваться от самого "сектоведа" и его деятельности. Однако, обличительное "сектоведение" (как научная дисциплина оно не существует), по всей видимости, со студенческой скамьи запало в душу будущего министра.
Как рассказал автору один из изгнанных из Экспертного совета религиоведов, "к нам пришел помощник Коновалова и дал список из пяти фамилий, сказав, что вот эти должны быть включены без обсуждений и чтоб ни одного атеиста в совете больше не было". Приказ был исполнен - полдюжины профессионалов в новый совет не попали (от прежних религиоведов остался только тихий завкафедрой МГУ), а их места заняла та самая пятерка. Помимо Дворкина в этом списке оказался его ближайший соратник - православный священник Лев Семенов, а также три провинциальных сектоборца без ученых степеней. Один из них - ярославский "специалист по истории Третьего рейха", другой - саратовский автор антисектанской листовки "Молодой гвардии", которую на днях суд признал экстремистской. Заместителем председателя совета стал еще один скандальный персонаж - бывший исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России Роман Силантьев, который был вынужден уволиться с этого поста после публикации своей книги о современном российском исламе, признанной большинством духовных руководителей мусульман клеветнической и тенденциозной. Руководитель такого "творческого коллектива" Александр Дворкин в качестве нового председателя совета и будет теперь от лица государства осуществлять контроль над религиозной жизнью страны.
Осуществлять контроль - это отнюдь не только регистрировать новые религиозные объединения, что входило в полномочия старого состава Экспертного совета. Министерство юстиции 13 марта издало ведомственный акт "О государственной религиоведческой экспертизе", по которому совет может теперь запрашивать данные у уже существующих религиозных организаций и фактически проводить их оценку на предмет дальнейшего существования. Первая жертва уже намечена - ею стала "Российское библейское общество". Эта организация - редкий в России пример удачного межконфессионального сотрудничества - существует почти двадцать лет и занимается тиражированием Библии, а также переводом ее на новые языки. В ее совет входят представители разных христианских конфессий, выкупающие затем у общества Библию (сообща ее печатать дешевле, чем порознь) для нужд своих организаций. Организация не бедная, да и, вероятно, намозолила Дворкину глаза - поскольку располагается в том же московском переулке, где и административный центр Свято-Тихоновского университета.
Появление проблем у Библейского общества несомненно вызовет международный скандал такого масштаба, которого на религиозном поприще современная Россия еще не знала. Система библейских обществ существует по всему миру, они действуют даже в репрессивных мусульманских государствах, и "наехать" на одно из них значит надолго обеспечить себе головную боль - протесты не только религиозных и общественных организаций, но и посольств.
Но для самой России еще важнее, что в президентство Дмитрия Медведева контроль от лица государства за религиозной жизнью в стране явственно переходит в руки православных радикалов. Если учесть, что в администрации президента за религию теперь отвечает бывший журналист, а ныне православно-политический активист Иван Демидов, то появление Дворкина в качестве главного регистратора и контролера религиозных общин не удивительно. И если эту тенденцию не остановить, дело действительно может дойти до принудительной клерикализации государственной и общественной жизни.
Статьи по теме
По-архиерейски
Постановление о правах человека, принятое Архиерейским собором РПЦ МП, можно было бы смело квалифицировать как документ кошмарный, смертельно опасный для общества и позорный для церкви, если бы не одна маленькая деталь: цена ему полкопейки в базарный день.
Приращение церковных ценностей
"Декларация о правах и достоинстве человека", принятая ВРНС, содержит не только псевдофилософские благоглупости о выборе между "добром" и "злом", но и конкретное заявление о том, что есть "ценности, которые стоят не ниже прав человека... вера, нравственность, святыни, Отечество".
Трудно бить бога
Действительно ли настало такое время, когда без всякого страха, без оглядки, без опасения быть немедленно обвиненным в каких-то скрытых неблаговидных намерениях можно вести дискуссии о месте религии в жизни общества?