ВЦИОМ: Россияне не боятся агрессии извне
Большинство россиян считают, что за последнее десятилетие военная угроза для России со стороны других государств существенно ослабла. Об этом свидетельствуют данные опроса ВЦИОМа, сообщает РИА "Новости".
Не видят военной угрозы со стороны других стран 52 процента опрошенных. Усматривают ее чуть более трети – 37 процентов респондентов. В 2000 году внешнюю военную угрозу для России видели 49 процентов опрошенных; в 2003 года, в год вторжения США в Ирак – 57 процентов.
Состояние Вооруженных сил России, по мнению опрошенных, за последнее десятилетие существенно улучшилось. Если в 1998 году хорошим его считал только 1 процент россиян, а средним – 13 процентов, то сейчас о хорошем состоянии говорят 17 процентов, а как среднее оценивают 48 процентов респондентов. В 1998 году подавляющее большинство россиян (81 процент) считали, что армия находится в "плохом" или "очень плохом" состоянии. Теперь так считает только четверть (25 процентов) респондентов.
Хорошим состояние российской армии наиболее склонны считать селяне (25 процентов), а плохим – столичные жители (39 процентов).
При этом большинство россиян, как и прежде, придерживаются мнения, что расходы на оборону следует увеличить, отмечают социологи. Год назад так считали 75 процентов опрошенных, сейчас – 71 процент. К сокращению военных расходов призывают лишь 2-3 процента россиян. За увеличение численности армии чаще выступают жители малых городов и сел, а также сторонники ЛДПР и правых партий. Москвичи и петербуржцы чаще склоняются к идее сократить армию (26 процентов).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 14-15 февраля среди 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 процента.
Комментарий
Как и большинство соцопросов, этот страдает обобщениями, за которыми не разглядеть действительно стоящей информации. Например, социологи утверждают, что число желающих увеличения военных расходов существенно превышает количество противников их роста: 71 процент против 3 процентов. Но каким бы было это соотношение, если ученых попросить выбрать между увеличением оборонного бюджета и ростом финансирования науки? Тот же прием в отношении учителей, медиков, селян, шахтеров и прочих непременно изменит расклад предпочтений не в сторону армии.
В рамках репрезентативной выборки сработало подсознательное убеждение, что армия должна быть сильной, а значит, в нее должны вкладываться все большие и большие средства. В сущности, люди согласились с очевидным – что слабая армия для России никак не годится.
Куда интереснее было бы получить ответ, скажем, на такой вопрос: "Как вы считаете, насколько эффективно расходуются деньги, ежегодно отпускаемые на оборону?". Такой вопрос запускает механизм критического мышления. Да, информации немного на руках у обывателя, далекого от военной службы, но есть шанс, что он задумается над судьбой своих денег, уходящих в весьма туманную даль под названием "оборонный бюджет". И тогда, возможно, картина социологического исследования дополнилась важным фрагментом – отношением россиян к тому обстоятельству, что каждый пятый рубль из бюджета и так адресован Минобороны.
А то, что россияне все меньше ждут внешней агрессии, не столько заслуга внешней политики Кремля, сколько окружающего нас мира. Углядеть в нынешнем Западе "оскал империализма" может только последний ветеран КПСС. Под влиянием более тесного общения с "заграницей" к угрозе нападения извне средний россиянин относится все более вменяемо.
Ну и о славном оптимизме деревни в отношении армии. Тут все ясно. Российское село всегда пребывало в уверенности, что хуже, чем крестьяне, никто на Руси не живет. Что, в общем-то, верно. Не в последнюю очередь из-за склонности большинства безмерно тратиться на оборону и нападение.
Владимир Темный