Также: Общество

статья Золото, ладан и госконтроль

Руслан Басманов, 08.01.2001

Прошлое Рождество было юбилейным и открывало череду торжественных мероприятий по случаю 2000-летия христианства. Но не только: оно совпало с "мирной передачей власти" в стране. Патриарх, благословивший Ельцина при его первом вступлении в должность, 31 декабря 1999 г., когда "черный чемоданчик" переходил к новому лидеру, выполнял роль духовного катализатора. Затем патриарх сопровождал первого президента России в Вифлеем - к месту рождения Христа. В рождественскую ночь Путин присутствовал на богослужении в храме Христа Спасителя в качестве первого лица государства. А накануне под прицелом телекамер лично поставил свечку и даже обратился к соотечественникам: "Православие традиционно играло в истории России особую роль... во многом определило характер российской цивилизации... поддерживало людей и в горе, и в радости..." Впереди были президентские выборы.

Нынешнее Рождество столь радужным как прошлогоднее быть не обещает.

Годы правления Ельцина принесли РПЦ не только место первой из традиционных религий (в законе 1997 г.), но и полную вседозволенность в экономической деятельности. К юбилею христианства РПЦ приобрела собственный "авторитет" - и как самостоятельный партнер государства, и как хозяйствующий субъект на постсоветском рынке. Именно эти качества выступили на первый план, когда Путин оказался перед проблемой: каким образом свою политику "учета и контроля" распространить и на РПЦ. Ведь РПЦ - это не "Медиа-Мост", а патриарх - не Гусинский.

Поначалу, впрочем, казалось, что отношения церкви с новой властью складываются не менее удачно, чем с предыдущей. Алексий II активно одобрял и поддерживал все начинания Владимира Путина. Президент аккуратно встречался с главой РПЦ и демонстрировал ему полное благорасположение. Переломным моментом стал Архиерейский собор РПЦ, состоявшийся в августе минувшего года. Два решения собора вызвали откровенное раздражение кремлевской администрации. Первое - принятая собором Социальная доктрина, в которой заявлено право церкви призывать верующих к гражданскому неповиновению. И обращение к президенту с требованием реституции церковной собственности: замначальника главного управления внутренней политики администрации президента Сергей Абрамов публично назвал это письмо "не совсем корректным".

Не способствовало взаимопониманию с властями и открытое сопротивление церкви введению ИНН со ссылкой на "религиозные чувства верующих". Из него следовал вывод: или церковное руководство не контролирует своих обскурантов, или, наоборот, готово использовать их, чтобы шантажировать власть.

В результате за год церковно-государственные отношения существенно изменились, хотя и незаметно для постороннего глаза. Не удовлетворившись соборной концепцией государственно-церковных отношений, власть приступила к разработке собственной. Эта работа поручена Академии госслужбы. Активно обсуждается вопрос о возможности создания единого госоргана по делам религий в структуре администрации или в качестве министерства. Фактически речь идет о реанимации советского Совета по делам религий. Но в обновленном виде. Сейчас этим занимается параллельно несколько ведомств. Все чаще говорят о необходимости сопоставить гражданское право с правовым регулированием внутри религиозных общин - на предмет их соответствия. Наконец, в декабре два министерства - юстиции и по налогам и сборам - договорились совместно контролировать деятельность религиозных организаций в части их соответствия уставным целям и налоговому законодательству. Задача - выявление нарушений, "относящихся к формированию их имущества, получению и расходованию денежных средств".

РПЦ от всего этого, конечно, не в восторге. Свое видение отношений с государством она уже сформулировала. Перспектива появления госоргана по делам религий ее явно не радует. И не только из опасения попасть под госконтроль: функции координации действий "традиционных религий" пытается взять на себя Отдел внешних церковных связей РПЦ, который фактически руководит работой Межрелигиозного консультативного комитета. А финансовые проверки на федеральном и региональном уровнях вообще мало кому нравятся. Разве каким мазохистам.

Однако защититься от кремлевского "всевидящего ока" Церкви вряд ли удастся. Хотя рождественский подарок патриарха президенту был щедрым. "Музыка Александрова ассоциируется со многими свершениями нашего народа в прошедшие десятилетия". Такое заявление от главы Церкви, под эту музыку едва не истребленной, дорогого стоит.

Совет по делам религий может быть возрожден - СМИ.Ру, 16.11.2000

Департамент по культам - "Соборность", 15.11.2000

Российские религиозные организации будут взяты под двойной контроль - НТВ.Ру, 22.12.2000

Руслан Басманов, 08.01.2001