статья Кровавое похмелье и Вторая поправка

Владимир Абаринов, 23.04.2007
Владимир Абаринов

Владимир Абаринов

- А ваша вражда давно началась?

- Еще бы не давно! Лет тридцать или около того. Была какая-то ссора, а потом из-за нее судились; и тот, который проиграл процесс, пошел и застрелил того, который выиграл, - да так оно и следовало, конечно. Всякий на его месте сделал бы то же.

Марк Твен. "Приключения Гекльберри Финна"

Описавший трагический абсурд кровной вражды двух почтенных семейств, Грэнджерфордов и Шепердсонов, в которой участвуют и гибнут подростки, Марк Твен никогда не ставил под сомнение право американцев владеть огнестрельным оружием. Будучи южанином, он и сам владел "смит-и-вессоном" 22-го калибра и умел им пользоваться; в сентябре 1908 года в его дом в Реддинге, штат Коннектикут, залезли воры, после чего он специально сфотографировался с револьвером в руке.

Всякий раз, когда в Америке случается беда вроде повального расстрела в кампусе Вирджинского технологического университета, дискуссия о контроле за оружием вспыхивает с новой силой. И всякий раз выясняется, что сторонники запрета в явном меньшинстве. Право на оружие - это составная часть американского, да и европейского понимания личной свободы. В средневековом обществе только свободный человек носил оружие.

В англосаксонском праве отправной точкой считается так называемая Ассиза о вооружении (Assize of Arms), изданная Генрихом II Плантагенетом в 1181 году. То был закон о народном ополчении или милиции: по призыву монарха каждый рыцарь и свободный мирянин был обязан явиться под королевские знамена с оружием и в амуниции, соответствующими его положению.

Существует заблуждение, что американские колонисты создавали свою милицию по собственному почину в видах борьбы с англичанами. На самом деле она создавалась английскими властями именно на основании Ассизы Генриха II. Ополченцы приняли активное участие в колониальных войнах Англии с Испанией и Францией. Но, вооружая народ или позволяя ему вооружиться, власть должна считаться с возможностью того, что штыки будут повернуты против нее.

Отдавая себе отчет в угрозе, Лондон в 1775 году решил разоружить ополченцев (они назывались "минитменами", потому что должны были находиться в состоянии минутной готовности). Главнокомандующий английскими войсками в Америке и губернатор Массачусетса генерал Томас Гейдж отдал приказ уничтожить склад с военными припасами ополченцев в Конкорде. Однако гонец Поль Ревир прискакал в Лексингтон, расположенный в пяти милях от Конкорда, и поднял тревогу. Ревира на обратном пути схватили англичане, но завладеть боеприпасами им не удалось; завязался бой, с которого и началась Война за независимость. Милиция штатов составила костяк Континентальной армии. Генри Лонгфелло воспел подвиг "курьера революции" в балладе "Скачка Поля Ревира", которую знает каждый американский ребенок.

В 1786-87 годах в тех же местах развернулось восстание Дэниела Шейса, в ходе которого фермеры, разоренные реквизициями времен Войны за независимость и не получившие надлежащей компенсации, сформировали милицию числом в 4400 человек. Воевать с ними властям пришлось всерьез. Мятежники понесли тяжелые потери, оставшиеся в живых были амнистированы; новоизбранный губернатор штата частично удовлетворил их требования.

Последний вооруженный мятеж в США, вошедший в анналы под названием "Битва за Афины", имел место в августе 1946 года. Дело происходило в городишке Афины, штат Теннесси, жители которого надеялись скинуть коррумпированное местное начальство, прежде всего шерифа, посредством выборов и отрядили на один из избирательных участков своих наблюдателей, дабы не допустить фальсификаций. Среди них было немало фронтовиков. Шериф приказал своим подчиненным задержать наблюдателей, а урны для голосования увез в тюрьму, собираясь там без помех подсчитать бюллетени. Фронтовики взяли из арсенала Национальной гвардии несколько винтовок и пистолетов и осадили здание тюрьмы. Завязалась перестрелка; когда восставшие стали бросать динамитные шашки, войско шерифа капитулировало. На других участках волеизъявлению ничто не препятствовало, и коррупционеров спровадили подобру-поздорову демократическим путем. Оружие восставшие сдали обратно в арсенал. Убитых не оказалось. Раненые были с обеих сторон. Сюжет этот обычно приводят в пример противники ограничений права на оружие.

Право на владение оружием гарантировано гражданам США Второй поправкой к Конституции, которая входит в Билль о правах, принятый первой же сессией Конгресса в сентябре 1789 года. Текст ее гласит: "Поскольку для безопасности свободного государства необходима хорошо организованная милиция, право народа хранить и носить оружие не подлежит ограничениям". За два столетия существования поправки в США написаны тома исследований, посвященных толкованию ее текста. Существуют узкая и расширительная интерпретация: в первом случае правоведы утверждают, что речь в поправке идет лишь об ополчении; сторонники иной точки зрения обращают внимание на слово "народ", который состоит из всех вообще граждан, а не только из ополченцев.

Решающим было бы мнение Верховного суда США, но суд практически ни разу не выносил решений на эту тему по одной простой причине: в США очень мало федеральных законов, ограничивающих право на оружие. Первый из них появился в 1934 году как реакция на войну мафиозных кланов, развернувшуюся в Америке в годы Сухого закона. Последний, Закон Брэйди, вступил в силу в 1993 году.

В настоящее время примерно треть американцев владеет огнестрельным оружием. В основном это охотничьи ружья. На Юге и Среднем Западе охота - неотъемлемая часть образа жизни. Дети учатся там стрелять и ездить верхом чуть ли не с пеленок. Но взрослые учат их и правильному обращению с оружием. Мой знакомый Тим, с которым мы недавно обсуждали эту тему, вырос в вирджинской исельской местности и охотился с детства. "Я охотился с моим дедом, с отцом, - говорит он. - И мне никогда не приходило в голову, что из ружья можно подстрелить не только оленя или белку, но и человека".

"Убивают не ружья, а люди" - таков главный аргумент противников ужесточения законодательства о контроле за оружием. Не прослеживается и прямой связи между законодательными ограничениями и уровнем преступности. Имеется и аргумент идеологический: дескать, запрещают своим гражданам владеть оружием только тоталитарные режимы. Аргумент сильный - кому охота ассоцироваться с Гитлером или Сталиным. Но, во-первых, относительно нацистов неверный (они запретили владеть оружием евреям, а для арийцев, напротив, облегчили процедуру регистрации), а во-вторых, строгие законы о контроле за оружием действуют во многих демократических странах.

Конечно, ружье или пистолет - предмет опасный. Иногда они стреляют не туда, куда хотелось бы, даже в руках опытного стрелка, как это случилось с вице-президентом Диком Чейни. Но отказаться от своего права владеть оружием большинство американцев по-прежнему не готово. Как показал опрос, проведенный по заказу агентства АР уже после побоища в Вирджинии, ужесточение законодательства поддерживают 47 процентов граждан, 38 считают, что оно должно оставаться без изменений, а 11 процентов - что его следует либерализировать. Однако и таким высоким число сторонников ужесточения никогда прежде не было. По этой причине контроль за оружием станет одной из главных тем президентской кампании. Такие трагедии, как расстрел в Virginia Tech, забываются нескоро.

Владимир Абаринов, 23.04.2007


новость Новости по теме