Защитников Хопра могут привлечь по уголовному делу
Активистов Движения в защиту Хопра и казаков, которые поддерживают их, могут обвинить по уголовному делу. Как сообщает "Новая газета", дело возбуждено по факту якобы случившегося в пятницу нападения экозащитников на директора компании "Воронежгеология" Юрия Копейкина и его заместителя Валерия Копейкина. Пока координатор движения Константин Рубахин и еще 15 активистов имеют статус свидетелей. Если кому-либо из экозащитников предъявят обвинение, им по статье 115 УК (умышленное причинение легкого вреда здоровью) будет грозить до двух лет колонии.
Вечером 8 февраля Копейкины прибыли на территорию Еланского никелевого месторождения в Воронежской области, чтобы присутствовать при начале геолого-разведочных работ. Туда же накануне приехали несколько машин тяжелой техники и рабочие. Экоактивисты и казаки, дежурившие у месторождения, потребовали у главы "Воронежгеологии" предъявить документы на производство работ.
Некоторые из требуемых документов у Копейкина действительно были, рассказывают активисты, но основные бумаги отсутствовали. Во-первых, он не предъявил ордера на производство работ за подписью главы поселения. Такого ордера и быть не могло, поскольку, как рассказал глава Покровского сельского поселения Василий Шишкин, он этой бумаги не подписывал. Во-вторых, у Копейкина не оказалось документа о переводе сельскохозяйственных земель в земли промышленного назначения. Эта бумага может быть выдана только по итогам общественных слушаний.
Экозащитники составили акт о нарушении и вызвали полицию. Работы были остановлены, технику и бытовки для рабочих с участка вывезли.
На другой день Юрий Копейкин обратился в полицию с заявлением об избиении, которому якобы подвергся от казаков. "У нас на руках были все необходимые документы. Рубахин и казаки, примерно 30-35 человек, документы смотреть не стали и принялись нас избивать. Генеральный директор и его заместитель получили телесные повреждения от легкой до средней степени тяжести", - цитирует издание слова топ-менеджера.
Схожая информация содержится в заявлении, выпущенном 11 февраля Уральской горно-металлургической компанией, подрядчиком которой выступает "Воронежгеология". При этом представители УГМК на месте конфликта отсутствовали.
Экозащитники назвали заявление Копейкина провокацией. "Это на руку тем, у кого нет документации. Им выгодно вывести ситуацию из правового поля. Мы намерены работать исключительно законными способами. И мы рады, что ситуацию всегда удавалось держать в мирном русле", - заметил Рубахин.
В соответствии с лицензией УГМК должна была приступить к работам на Елкинском и Еланском месторождениях не позже 25 января. Тем не менее технику на объект доставили лишь 7 февраля. До этого времени в районе месторождений дежурили казаки и экоактивисты, заявившие, что не позволят вести разведку и добычу - по крайней мере пока разработчики не предъявят все необходимые бумаги.
Ранее воронежский губернатор Алексей Гордеев неоднократно подтверждал, что любые работы возможны лишь с согласия местных жителей, полученного на референдуме. Между тем Новохоперский райсовет отказал экозащитникам в проведении референдума. Как утверждают активисты, депутатам поступило соответствующее указание из администрации региона.
В понедельник активисты всех экологических организаций, участвующих в конфликте, направили Гордееву открытое письмо, в котором напомнили ему об обещании не допустить никаких работ без согласия местных жителей. "Нарушая свое обещание, Вы берете на себя ответственность за возможное развитие событий в опасном направлении", – говорится в документе.
Дословно
Елизавета Стурова
Мы, во-первых, хотим того, чтобы власть соблюдала Конституцию, основной закон нашего государства, чтобы конкурс (на добычу никеля в Воронежской области. - Ред.) проходил как можно более открыто. То есть он уже прошел, но конкурсной документации по-прежнему нет. Мы не можем ознакомиться с тем проектом, который выиграл, такая возможность у нас по закону есть, но по факту мы ее не имеем. Во-вторых, общение с людьми, которые там живут... У них там находятся огороды, дома, растут дети, и они не собираются оттуда уезжать, хотя выбора им не оставляют, поскольку предприятие безусловно нанесет огромный ущерб экологии... Сейчас мы будем добиваться моратория (на добычу никеля. - Ред.) на 30 лет. Ребята, которые там живут, у них категорическая позиция – добывать никель там нельзя. Там не только заповедник, там уникальный чернозем, такого чернозема больше нет нигде на нашей планете.
...Мы прекрасно видели, как проходили выборы во всей России, в Воронежской области в том числе. Воронежский Чуров улыбается, говорит, что на выборах не было нарушений в принципе, когда воронежцы сотнями подавали иски в суды. У нас нет доверия власти, поэтому мы не видим смысла проводить такой референдум (по вопросу о добыче никеля. - Ред.).
Радио Свобода, 05.06.2012