статья Бритоголовые идут...

Вячеслав Лихачев, 24.01.2001

Их лозунг прост - "Россия для русских, Европа для белых!". Их стиль - агрессия. Их методы - избиения всех попавшихся на пути людей с неславянским внешним видом. Вы наверняка встречались с ними в транспорте или на улице: группы молодых людей, выбритых "под ноль", в высоких ботинках, стилизованных под армейские, в камуфляже или черных подвернутых джинсах, коротких куртках с нашивками со странной символикой... Это скинхеды или, как они сами себя сокращенно называют, "скины" - бритоголовые расисты.

Выражаясь строгим языком исследователя, скинхеды - молодежная субкультура, в мировоззрении которой главное место занимает расизм и агрессивные поведенческие стереотипы. Хотя политико-идеологическая терминология применительно к субкультурному течению не совсем корректна, слово "расизм" максимально точно определяет позицию этих молодых людей. У нас в стране, пожалуй, только они являются откровенными расистами, последовательно претворяющими в жизнь свою позицию.

В России скины появились в начале девяностых, сегодня их в стране 10-15 тысяч, из них 2-3 тысячи - в Москве. Часть из них, очень незначительная, объединена в скиновские организации. Чаще, увешавшись конфедератскими крестами и свастиками, они собираются в небольшие группы, спускаются в метро и ищут "расовых врагов". Или сознательно едут туда, где найти таковых еще проще - например, в Российский университет дружбы народов. Реже скины готовят "акцию" заранее. Тогда результатом становится настоящий погром.

Общепризнанного лидера у скинхедов нет - в слабоорганизованном субкультурном движении таковой и невозможен. Наиболее известен из них Семен Токмаков, "слава" к которому пришла в мае 1998 года, когда он избил чернокожего сотрудника охраны посольства США Уильяма Джефферсона. Происшествие имело широчайший общественный резонанс и едва не закончилось серьезным международным скандалом. Именно поэтому, несмотря на все старания адвокатов, обвинение скину не было переквалифицировано на более мягкую ст. 213 ч. 1 УК РФ("хулиганство"). Сторонник "эвтаназии неполноценных" был осужден по ст. 282 ч. 2 п. 1 ("возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды с применением насилия"). Это, впрочем, не слишком отразилось на судьбе расиста. По решению суда он получил три года лишения свободы, вышел из зала суда по амнистии и короткое время спустя стал кандидатом в депутаты Государственной думы от избирательного объединения "Спас". Не удалось пополнить ряды народных избранников Токмакову по весьма прозаической причине. Список "Спаса" возглавлял Александр Баркашов, правозащитники и пресса подняли шум, и Центризбирком под благовидным предлогом отстранил "Спас" от участия в выборах.

Выходки же большинства скинов остаются вовсе безнаказанными. Если расистов арестовывают и дело доходит до суда, их "мотивация" остается за кадром, в деле фигурирует статья "хулиганство" и это приводит к смягчению наказания. В текущем году было несколько случаев, когда скинхеды, осужденные после избиения какого-нибудь "инородца" за "хулиганку", выходили из зала суда по амнистии. Можно, конечно, предположить, что это результат общей безграмотности следователей и судей, многим из которых слово "скинхед" ничего не говорит. А можно рассматривать и как следствие сочувствия расистам со стороны правоохранительных органов. Не зря сами скины рассказывают, что в некоторых отделениях милиции их приглашают: приходите к нам и бейте "чурок" сколько угодно...

"Политика властей Российской Федерации по отношению к радикальным национал-патриотическим организациям: регистрация, юридические преследования, административные ограничения" - доклад А. Верховского на Всемирном конгрессе славистов. Тампере, 31.07.2000

База данных по национализму, экстремизму и ксенофобии. Информационно-исследовательский центр "Панорама".

Вячеслав Лихачев, 24.01.2001