новость Раскрыта тайна древнерусских каменных кругов

08.08.2005
Фото с сайта rian.ru/science/

Новгородские историки выяснили назначение 1000-летних каменных кругов у древнерусских поселений. Это произошло в ходе исследований славянского поселения на берегу реки Мста у населенного пункта Любытино, где археологическая экспедиция вскрыла круг из камней, сложенный, предположительно, в X веке, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на источник в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого.

Подобные каменные круги диаметром от 8 до 12 метров археологи и ранее встречали на раскопках у других славянских поселений в Новгородской области. Как пояснили в университете, точное назначение этих кругов до настоящего момента оставалось спорным. По одной из версий, каменные круги служили нашим предкам святилищем, местом для проведения обрядов. По другой версии, каменными кругами древние славяне ограждали свои захоронения.

Исследование круга из камней у новгородского поселка Любытино показало, что территория внутри кругов все-таки служила местом погребения, так как в непосредственной близости у каменного круга в Любытино специалисты обнаружили захоронение. По предположению ученых, это захоронение ранее находилось внутри каменного круга и оказалось вне его при современной распашке земли.

"По всей видимости, у любытинского каменного круга в дни поминовения ушедших предков древние славяне разжигали костры, так как камни из гранита, из которых сложен круг, были пережженными", - отметили специалисты. Возможно, что на пламени костров во время поминального обряда готовилась еда, а после поминальных обедов посуду оставляли прямо в круге. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что возле каменного круга под Любытино археологи нашли множество обломков керамики.

Исследования у населенного пункта Любытино под руководством ученых проводили студенты-историки Новгородского госуниверситета. Предполагается, что вскрытый исследователями каменный круг позднее станет частью экспозиции Музея славянской деревни X века. Этот археологический музей под открытым небом в настоящий момент создается в Любытино на берегу реки Мста.

08.08.2005