статья Доброе дело врачей

Алексей Левин, 01.07.2005
Сарра. Фрагмент иконы. Новгород, XIV в. Изображение с сайта www.caravan.ru

Сарра. Фрагмент иконы. Новгород, XIV в. Изображение с сайта www.caravan.ru

Не секрет, что женщины детородного возраста, которых лечат от онкологических заболеваний большими дозами проникающей радиации и химиопрепаратов, нередко расплачиваются за избавление от недуга невозможностью иметь ребенка. Причины этой печальной закономерности хорошо известны. Как правило, побочными эффектами активной противоопухолевой терапии оказываются фиброз коры яичников и гибель заключенных внутри нее незрелых яйцеклеток. Хотя эти осложнения отнюдь не обязательно влекут за собой прекращение менструаций и бесплодие, вероятность такого исхода достаточно высока. До недавнего времени не существовало ни малейшей возможности восстановить фертильность подобных пациенток.

В последние годы многие женщины перед началом противоракового лечения начали применять своеобразную страховку от возможного бесплодия - низкотемпературную консервацию тканей яичника. Расчет здесь на то, что после излечения эти ткани подсадят на прежнее место и они не только приживутся, но и превратятся в источник полноценных яйцеклеток. И это вовсе не фантастика, а экспериментально доказанный факт - первые удачные опыты такого рода были осуществлены на овцах еще в середине 90-х годов. В принципе этот метод должен быть пригоден не только для животных, но и для человека. В прошлом году английский медицинский журнал Lancet (vol. 364, p. 1405-1410) даже сообщил о появлении ребенка у женщины, которой была произведена такая автотрансплантация . Однако все дело в том, что эта пациентка и после химиотерапии не потеряла способности к овуляции. Поэтому никак не исключено, что источником ее яйцеклеток оказался не слишком поврежденный фрагмент сохранившихся яичников, а вовсе не пересаженная ткань. В общем, хоть этот случай и стал медицинской сенсацией, он не смог подтвердить принципиальную осуществимость нового способа восстановления фертильности.

И вот теперь, судя по всему, доказательство представили израильские врачи из медицинских центров "Хаим Шеба" в Тель-Хашомере и "Шааре-Зедек" в Иерусалиме. Они смогли помочь молодой женщине, у которой обнаружили неходжкинскую лимфому - опаснейшее онкологическое заболевание лимфатической системы. В течение первого года после постановки дигноза пациентке дважды проделали щадящий курс химиотерапии, однако болезнь не отступала. Чтобы спасти больную, врачи прибегли к высоким дозам самых мощных химиопрепаратов, а в качестве вспомогательного средства и ввели больной ее собственные стволовые клетки. Перед началом этого цикла лечения у нее изъяли несколько кусочков коры яичников и заморозили их в жидком азоте.

Радикальное лечение помогло. Во всяком случае, у пациентки исчезли какие бы то ни было симптомы лимфомы и пока что дело обошлось без рецидивов. Однако у нее вовсе прекратились менструации. Это и понятно - разнообразные тесты показали, что яичники пациентки больше не функционируют. После того как это стало очевидным, больной предложили сделать обратную трансплантацию. Получив ее согласие, врачи подсадили ей в левый яичник три полуторасантиметровые полоски размороженной ткани и несколько мелких фрагментов - в правый. Этот яичник так и остался пассивным, а вот левый заработал, и через восемь месяцев после операции у больной опять начались менструации. Врачи извлекли из работающего левого яичника полноценную яйцеклетку, оплодотворили ее in vitro спермой мужа пациентки и имплантировали четырехклеточный эмбрион ей в матку. Беременность протекала вполне нормально, и через восемь с половиной месяцев женщина разрешилась от бремени здоровой трехкилограммовой девочкой. Доктор Дрор Меиров и его коллеги утверждают, что этот результат наконец-то по-настоящему доказал, что обратная пересадка замороженной ткани яичников может стать действенным методом восстановления способности к деторождению.

Источник:
Dror Meirow et al. Pregnancy after Transplantation of Cryopreserved Ovarian Tissue in a Patient with Ovarian Failure after Chemotherapy.// New England Journal of Medicine, online edition, 27 June 2005

Алексей Левин, 01.07.2005