статья Виагра может угрожать мужской плодовитости

Алексей Левин, 02.04.2004
Виагра. Фото с сайта www.nature.com

Виагра, чудо-лекарство от импотенции, впервые появилась на рынке в 1988 году. По самым скромным подсчетам, услугами этого препарата воспользовались не менее двадцати трех миллионов представителей сильного пола. Считается, что виагру в большинстве своем употребляют люди старше пятидесяти лет, уже не слишком озабоченные обретением потомства. Тем не менее это лекарство приобрело немало поклонников и среди относительно молодых мужчин тридцати-сорокалетнего возраста. Если верить результатам последних исследований специалистов из Северной Ирландии, виагра может снижать репродуктивные способности представителей этой возрастной группы.

Чтобы понять выводы, сделанные учеными из Университета Королевы в Белфасте, необходим небольшой экскурс в биологию. Процесс оплодотворения начинается с проникновения мужской половой клетки в женскую. Для этого природа наделила сперматозоиды особыми органеллами – акросомами. Акросома находится на верхушке головки спермия и обычно имеет копьевидную форму. Внутри акросомы содержатся ферменты, которые при контакте сперматозоида с яйцеклеткой выходят наружу и растворяют ее оболочки – этот процесс называется акросомной реакцией. Если слишком много сперматозоидов высвобождают акросомные ферменты раньше времени, оплодотворяющая способность спермы значительно снижается. Слишком короткая или неполная акросомная реакция служит одной из главных причин мужского бесплодия.

Именно такой эффект обнаружили Дэвид Гленн и его коллеги, о работе которых соообщает интернет-сайт журнала New Scientist. Пробы семенной жидкости, взятые у двух десятков мужчин, были помещены в раствор виагры. Концентрация виагры в этом растворе соответствовала ее содержанию в крови после приема 100 миллиграммов препарата. Через два часа после начала эксперимента число обработанных виагрой спермиев, расставшихся с акросомными ферментами, оказалось на 80 процентов выше, чем в контрольных образцах.

Конечно, этот эксперимент сам по себе еще не дает оснований утверждать, что виагра реально угрожает мужской плодовитости. Однако результаты опытов на мышах, также проведенных в Белфасте, подтверждают, что такую опасность не следует сбрасывать со счета. Сейчас ученые из группы Гленна изучают характерные особенности спермы мужчин, постоянно принимающих виагру. Эта работа начата лишь недавно, однако уже имеющиеся сведения свидетельствуют, что виагра на самом деле ухудшает оплодотворяющую способность семенной жидкости. Насколько серьезна подобная опасность, покажут дальнейшие эксперименты.

Алексей Левин, 02.04.2004