новость Растения-"миноискатели" позволят бороться с "посевами" мин

14.10.2003

Канадские и американские ученые проводят исследования, нацеленные на создание генетически модифицированных растений, которые можно использовать для поиска мин, сообщает ИТАР-ТАСС.

Работающие на военные ведомства двух стран специалисты из Университета Альберты (Канада) и ряда университетских центров США участвуют в программе по выведению специальных растений, способных подавать "сигнал" об обнаружении скрытых в земле фугасов. Ученые считают, что, используя современные технологии, они создают своеобразный аналог дедовского способа выявления в угольных шахтах газов с помощью канареек, которые погибали, когда концентрация газов достигала опасного уровня. Растения же будут не умирать, а менять свой цвет в том случае, если в почве содержатся элементы взрывчатых или других химических веществ, применяемых в фугасах. Тем самым, растения будут предупреждать людей об опасности. "Из разных типов мин вещества попадают в почву с различной интенсивностью, некоторые фактически открыты для окружающей их среды", - поясняет специалист министерства национальный обороны Канады Энтони Фост, занимающийся вопросами обнаружения мин.

Ученые находятся в начале пути и пока в деталях не представляют, как будет работать предложенная ими схема. "Мы не знаем, как все будет происходить. Однако мы знаем, что существуют бактерии и другие организмы, способные обнаруживать в почве такие вещества, как тротил. Мы можем взять ген такой бактерии и поместить его в корни растения. При соприкосновении с тротилом рецепторы гена подадут растению серию сигналов", - говорит профессор Майкл Дейхолос из Университета Альберты. Такими сигналами, по его словам, может стать изменение цвета листьев или цветков растения.

Конечно, учитывая довольно длительный период роста растений, их нельзя будет использовать в "боевых условиях", то есть для быстрого обнаружения фугасов. Однако, считают исследователи, их вполне можно применять в ходе продолжительных миротворческих операций или при обезвреживание минных полей в послевоенное время. В этих случаях предполагается осуществлять над опасными территориями посев семян растений-миноискателей с самолетов или вертолетов. После прорастания растения обозначат собой опасные для людей зоны. На первый взгляд, идея может показаться сомнительной, однако ученые считают ее работоспособной, поскольку в некоторых странах речь идет о колоссальных территориях, "засеянных" минами, и трудностях их извлечения. "Мы располагаем технологиями, которые достаточно эффективны для обнаружения отдельных фугасов, однако усилия разминировать с их помощью большие сельскохозяйственные угодья обойдутся слишком дорого. Мы же стремимся разработать недорогие технологии", - говорит Фост. По мнению ученых, как сообщает агентство Канадиан Пресс, на создание и разведение генетически модифицированных растений, обладающих способностью реагировать на мины, потребуется не менее 5 лет.

По данным ООН, в различных странах мира сейчас в земле находятся более 100 млн мин. Только в одной Анголе их насчитывается примерно 10 млн. В этой африканской стране сейчас живут 70 тысяч человек, в том числе 8 тысяч детей, которые в результате подрыва на фугасе потеряли руки или ноги, получили другие серьезные увечья.

14.10.2003