статья Координаты падения: плюс-минус континент

Александр Марков, 11.03.2001
Фото НТВ.Ру

Фото НТВ.Ру

Дни орбитального комплекса "Мир" сочтены. По прогнозам специалистов ЦУПа (Центра управления полетами), станция прекратит свое существование 20 марта плюс-минус один день. А это значит, что сегодня нельзя назвать не то что точное время, но даже и день, когда 135-тонный орбитальный комплекс обрушится на Землю огненной лавой.

Мировая космонавтика до этого не имела опыта спуска на Землю столь большого космического объекта. Американская станция "Скайлэб" весила почти вдвое меньше - 77 тонн. Российский "Салют-7" - 20 тонн.

Ожидается, что при входе в плотные слои атмосферы "Мир" развалится примерно на полторы тысячи обломков. Абсолютное их большинство сгорят. На Землю упадут лишь крупные элементы станции - стыковочные узлы, массивные блоки, силовые конструкции и т.д. Их общий вес составит примерно 25 тонн.

Учитывая многомодульность "Мира" (станция состоит из базового блока, пяти модулей, стыковочного узла и космического корабля "Союз-ТМ"), рассчитать траекторию падения комплекса практически невозможно. Специалисты ожидают, что зона разброса обломков cоставит по ширине примерно 200 км, а по длине - около 6,5 тысячи км. Если удастся обеспечить управляемый спуск, то это произойдет в малосудоходном районе Тихого океана. А если нет? Последствия могут быть самые катастрофические. Представьте, что произойдет, если какой-то элемент конструкции станции со страшной скоростью врежется в химическое предприятие, крупный арсенал или, что еще страшнее, в реактор атомной электростанции. Справедливости ради надо сказать, что такая возможность статистически крайне мала. Но она все же есть.

В зоне риска находятся десятки стран Европы, Азии, Америки, Африки. Что касается России, то в зоне возможного падения обломков "Мира" находится 8 процентов территории нашей страны. Кое-кто на Западе вполне серьезно считает, что мы специально так рассчитали орбиту станции, чтобы минимизировать угрозу для себя. Однако двадцать лет назад, когда создавался комплекс, похоже, вообще не думали о том, что его когда-то нужно будет спускать на Землю. В противном случае наверняка бы нашли какое-то решение. Скажем, если бы можно было расчленить станцию на несколько относительно небольших элементов, то при входе в плотные слои атмосферы они бы просто сгорели. Именно так ежегодно прекращают свое существование десятки спутников.

Год от года "Мир" прибавлял в весе - пристыковывались дополнительные модули, завозилось научное оборудование, которого на сегодняшний день скопилось более 11,5 тонны. Есть на "Мире" даже космическая библиотека (каждый космонавт брал с собой в полет что-то почитать). В одном из модулей до сегодняшнего дня можно увидеть портрет Ленина. История "Мира" начиналась в советские времена, и поэтому даже в космосе нельзя было обойтись без пристального взгляда Ильича.

Сегодня вождь мирового пролетариата готовится разделить участь пикирующего железа. С каждым днем темп падения станции возрастает. Ежедневно "Мир" теряет уже более двух километров высоты. Но по-прежнему раздаются призывы спасать станцию. Никто из ура-патриотов от космонавтики не хочет понять, что поднять орбиту станции и продолжить ее эксплуатацию при всем желании невозможно.

Да и не стоит этого делать. Изначально намечалось, что станция проработает пять лет. В феврале "Миру" исполнилось пятнадцать. Станция уже прожила три жизни, и с ее дальнейшей судьбой давно пора было определиться. Проблема не в том, что "Мир" наконец-то решили затопить, а в том, что альтернативы ему, увы, у России не оказалось.

Какие только страшилки, связанные с предстоящим затоплением станции "Мир", не звучали в последнее время! Наиболее крутая - про микробов-мутантов, которые пожирают буквально все, даже остекление иллюминаторов станции. Высказывается предположение, что если эти прожорливые твари не сгорят и попадут на Землю, то это может обернуться большой бедой. Как будто бы этих микробов, если они действительно есть, не могли привезти на Землю побывавшие на "Мире" космонавты.

Александр Марков, 11.03.2001