статья Ты виноват уж тем, что слишком много дышишь

Владимир Абаринов, 30.07.2001

Из Америки опять сделали "образ врага". Она "вышла из Киотского протокола" - не хочет бороться с глобальным потеплением. Со стороны европейцев и японцев это чистой воды фарисейство.

Они делают вид, что забыли, в какой раскаленной атмосфере скандала проходил в декабре 1997 года киотский форум по изменению климата. Когда в последний день некоторые делегации уже взялись за ручки чемоданов, представители развитых держав схватились за телефоны и воззвали к главам своих государств. Конференцию продлили на сутки. Главы созвонились друг с другом. В Киото спешно примчался вице-президент США Эл Гор, призвавший собственную делегацию проявить гибкость. Эксперты корпели всю ночь. Протокол в итоге подписали, но каждый счел себя незаслуженно обиженным. С тех пор никто из ведущих держав бумагу не ратифицировал, ее условия не выполнял и выполнять не собирался. Так кто откуда вышел?

Что касается США, то республиканское большинство в Конгрессе еще до подписания заявило Клинтону и Гору, чтобы они и не мечтали о ратификации. Администрация так и поступила - протокол в Конгресс даже не направлялся.

Причин нелюбви республиканцев к Киотскому протоколу в основном две. Они считают усилия по сокращению эмиссии парниковых газов в атмосферу бессмысленными до тех пор, покуда к нему не присоединились крупнейшие страны третьего мира, такие как Китай и Индия, принадлежащие к числу основных эмитентов. Однако эти страны наотрез отказываются принять на себя какие-либо обязательства. Глава американской делегации в Бонне, заместитель госсекретаря по глобальным вопросам Пола Добрянски назвала неприемлемым для США "исключение развивающихся стран из требований протокола и неучет в нем черной сажи и тропосферного азота".

Атмосфера не знает государственных границ - парниковые газы распределяются над поверхностью Земли равномерно, а частицы копоти из печных труб Шанхая обнаруживают на Гавайях.

Еще более серьезное противоречие - разница методик, которые применяют США и Европейский союз при расчете национальных квот. Методика ЕС, говорят в Вашингтоне, не учитывает "связь между воздухом и землей", то есть не делает поправку на газопоглотители - такие, как лесные массивы, которых в США, понятно, больше. К тому же европейцы подсчитывают эмиссию лишь трех парниковых газов, тогда как американская концепция учитывает шесть. Именно по этой причине предложение США выглядит не столь впечатляюще: американцы в Киото выразили готовность к 2012 году привести объемы своих выбросов к уровню 1990 года, европейцы же считают, что этот показатель должен быть на 15 процентов ниже указанного уровня, и не к 2012, а к 2010 году.

В итоге на конференции в Бонне после четырех дней изнурительных переговоров делегации договорились, что к 2012 году они сократят выбросы на 5,2 процента ниже уровня 1990 года. Это именно тот уровень, который был согласован в Киото.

Естественно, имеет место и учет интересов американской экономики, о чем в своей речи 11 июня говорил Буш, заявивший, что Киотский протокол "страдает неустранимыми недостатками". Сокращение эмиссии - это сокращение производства. Где взять тысячи рабочих мест взамен сокращенных во имя экологии? В конечном итоге расплачиваться за экологические затеи придется рядовому американцу, который имеет привычку регулярно ходить на избирательный участок.

США не спорят с тем, что они крупнейший в мире эмитент парниковых газов. Однако они и тратят на меры борьбы с потеплением больше какой бы то ни было другой страны мира - с 1990 года на эти цели федеральное правительство израсходовало 18 миллиардов долларов. Это прежде всего налоговые льготы для компаний, использующих "чистые" энергетические технологии, и программы разработки и внедрения альтернативных видов топлива, таких, как этанол (этиловый спирт). Этанол исключен из федерального законодательства об акцизном налогообложении, его продажи субсидируются из бюджета. Сегодня в составе 12 процентов американского бензина содержится 10 процентов этанола - такая смесь не требует модификации двигателя. В основном этиловый спирт производится из кукурузы - само собой разумеется, выращивающие ее для этих целей фермеры получают государственные субсидии.

Что же касается международных усилий, то США считают самым эффективным свое предложение. Они предлагают ввести систему международной купли-продажи квот на эмиссию парниковых газов. Таким образом, страна, превысившая лимит, может купить право на дополнительную эмиссию у страны, которая не выбирает свою национальную квоту. Остатки квот поступают в свободную продажу на международный рынок, конъюнктура которого и определяет рыночную цену на "горячий воздух". Для структуризации и упорядочения "воздушного" рынка США предлагают учредить международный банк, который будет не только вести текущие расчеты и предоставлять кредиты странам, обязавшимся на эти деньги сохранить свои газопоглотители, но и выполнять функции руководящего органа. Россия в Киото горячо поддержала эту идею, надеясь крупно заработать на торговле воздухом, и даже кое с кем потом заговаривала на эту тему. Но американская инициатива пока так и не получила поддержки других стран.

Владимир Абаринов, 30.07.2001