новость Обнаружен новый класс туманностей

17.08.2009

Группа австралийских и американских ученых под руководством Мирослава Филиповича (Miroslav Filipović) из Западносиднейского университета (University of Western Sydney) сумела обнаружить новый класс астрономических объектов, который получил наименование "суперпланетарных туманностей" ("Super Planetary Nebulae"). Соответствующая публикация была предпринята в журнале "Ежемесячные сообщения Королевского астрономического общества" (Monthly Notices of the Royal Astronomical Society - MNRAS).

Свое название планетарные туманности получили в XVIII веке в результате ошибки: их тогда воспринимали в качестве протопланетных систем, тогда как на самом деле туманности свидетельствуют не о зарождении жизни, а о ее конце (это газопылевые оболочки, сброшенные старыми взорвавшимися звездами). Как правило, планетарные туманности наблюдаются у звезд, сопоставимых или меньших по размерам, чем наше Солнце.

Новое открытие появилось в результате изучения объектов в Магеллановых облаках (то есть двух небольших галактиках, сопровождающих нашу Галактику - Млечный путь) австралийским радиотелескопом CSIRO (Commonwealth Scientific and Industrial Research Organisation, Australia Telescope National Facility - Общественной организации научных и прикладных исследований, Австралийского национального агентства телескопических наблюдений). В результате исследований несколько объектов, наблюдавшихся в радиодиапазоне, удалось сопоставить с хорошо известными планетарными туманностями, наблюдавшимися ранее с помощью оптических телескопов. Отличительной особенностью нового класса объектов стало то, что они представляют собой необычайно сильные радиоисточники. Принимая во внимание, что типичная планетарная туманность находится возле небольшой звезды, сопоставимой по размерам с нашим Солнцем, можно предположить, что "суперпланетарные туманности" могут представлять собой подобные же газовые оболочки, только располагающиеся возле очень массивных звезд.

Члены группы Филиповича высказывают предположение, что обнаружение этих новых объектов поможет решить так называемую "проблему пропавшей массы" - то есть загадку отсутствия планетарной туманности у центральной звезды, которая изначально в 1-8 раз превышала массу Солнца. До сих пор известные нам наиболее массивные планетарные туманности и их центральные звезды соответственно лишь в 0,3 и 0,6 раза превышали массу Солнца, а возле более массивных звезд туманностей не обнаруживали. Теперь же можно предположить, что возле остатка звезды массой в 8 солнц может образовываться оболочка, масса которой превышает массу Солнца в 2,6 раза.

"Для нас все это стало настоящим шоком, - говорит Филипович. - Никто не ожидал обнаружить эти объекты в радиодиапазоне с помощью современного поколения радиотелескопов. Мы проверяли и перепроверяли свои выводы на протяжении примерно 3 лет, до тех пор, пока не уверились на 100% в том, что имеем дело именно с планетарными туманностями".

Нужно отметить, что некоторые из 15 недавно обнаруженных планетарных туманностей в Магеллановых облаках (4 - в Малом Магеллановом облаке и 11 - в Большом) излучают в 3 раза больше света, чем любой их собрат из нашей собственной Галактики. Однако для того, чтобы их детально рассмотреть на таком расстоянии, астрономам все же потребуются гораздо более мощные радиотелескопы. И строительство нового поколения таких радиотелескопов планируется развернуть в западноавстралийских пустынях.

Super Planetary Nebulae (RAS PN 09/51) - Royal Astronomical Society