новость Нобелевку по физике получили японцы

07.10.2008
Нобелевская медаль. Фото с официального сайта Нобелевского института

Нобелевскую премию по физике за 2008 год получили японские и американские физики (японского происхождения) за открытие явления и механизма нарушения CP-симметрии, позволивших предсказать существование в природе по крайней мере трех семейств кварков.

User pointofnoreturn, 07.10.2008 19:07 (#)

К середине шестидесятых годов число обнаруженных сильновзаимодействующих элементарных частиц - адронов перевалило за 100. Возникла уверенность, что наблюдаемые частицы не отражают предельный элементарный уровень материи. В 1964 году независимо друг от друга М. Гелл-Манн и Д. Цвейг предложили модель кварков - частиц, из к-рых могут состоять адроны. Появление такой модели было вполне естественным. Гипотеза о существовании цвета у кварков, впервые высказанная в 1965 году независимо Н. Боголюбовым, Б. Струминским, А. Тавхелидзе и М. Ханом, Й. Намбу, была впоследствии подтверждена в большом количестве экспериментов. Существует цветовая симметрия сильных взаимодействий. Сильное взаимодействие кварка не зависит от его цветового состояния, т.е. оно одинаково для всех трех цветов. Поскольку адроны состоят из кварков, то структура адронов в основном определяется сильным и электромагнитным взаимодействием кварков. Эксперименты по рассеянию электронов на нуклонах показали, что нейтрон и протон в отличие от электрона имеют сложную структуру. Поэтому гипотеза о новых фундаментальных частицах,из к-рых строятся адроны,это было довольно правдоподобно.Кварков в составе нуклона должно быть не меньше двух, чтобы из них можно было получить нулевой электрический заряд нейтрона и положительный - протона. Спины у нуклонов 1/2, следовательно, для того, чтобы получить такие спины, кварков в нуклоне должно быть нечетное число, а спины их полуцелые.Все обнаруженные до 1974 г. адроны, в том числе и странные, для которых необходимо было ввести s-кварк, можно было описать, составляя их из кварков всего лишь трех типов - u, d, s. При этом трехкварковая модель адронов казалась достаточно замкнутой - каждой комбинации кварков соответствовала экспериментально наблюдаемая частица, а "лишних" частиц не получалось. 1974 год завершился для физиков сенсацией. Одновременно две группы физиков объявили о наблюдении новой частицы. Теперь ее называют J/пси В 1973 (74?)году М. Кобаяши и Т. Маскава обобщили подход Кабиббо на шестикварковую схему. Это минимальная по числу кварков модель, там наряду с тремя углами смешивания Teta 12,Teta23,teta13можно ввести фазу сигма13, описывающую нарушение СР-инвариантности. Смешивание трех поколений кварков описывается матрицей Кабиббо-Кобаяши- Маскавы где элементы матрицы - комбинации синусов и косинусов углов поворота.... Для определенных таким образом d', s', b'-кварков константа слабого взаимодействия имеет одинаковое значение для лептонных и кварковых семейств. Смешивание поколений кварков стимулировало интерес к проблеме осцилляций и смешивания нейтрино.Начав с четырех взаимодействий и создав теорию электрослабых взаимодействий, физики свели их число к трем, объединив электрослабое взаимодействие с сильным. Модели, в к-рых рассматривается объединение электрослабого и сильного взаимодействий, называются ВО. В основе ВО лежит гипотеза, что сильное и электрослабое взаимодействия являются низкоэнергетичными компонентами одного и того же калибровочного взаимодействия, описываемого единой константой. (Grand Unification)ВО(GUT), там все 3 константы будут иметь одинаковые значения при E = 10(15 )Гэв. Константа Великого Объединения EGU = 1/40. При этой энергии возникает единое взаимодействие. Объединение электромагнитного и слабого взаимодействий присходит при гораздо меньших энергиях E ~ 100 Гэв. При энергии Великого Объединения должна наблюдаться симметрия между кварками и лептонами. Кванты поля, переносящие взаимодействие между кварками и лептонами, называются X и Y-бозонами. X и Y-бозоны имеют спин J = 1 и дробный электрический заряд Q(X) = +4/3 Q(Y) = +1/3..

(написано анонимно) 07.10.2008 19:55 (#)

Интеллектуальный вклад России

Балтийский флот - коллайдеруВ строительстве коллайдера участвовал даже российский флот. В одном из четырех детекторов коллайдера - CMS - есть кольцевой адронный калориметр, предназначенный для определения энергии попадающих на него частиц. Он состоит из слоев латуни - металла-поглотителя - и слоев сцинтиллятора, который светится при попадании частиц."В основном там отвечали российские институты, надо было найти латунь. Нашли, оказывается, были залежи неиспользованных гильз в Балтийском флоте. Взяли их, переплавили",

(комментарий удалён)
User pointofnoreturn, 07.10.2008 22:10 (#)

What is direct CP violation?

http://www2.slac.stanford.edu/tip/special/cp.htm Превращения лептонов и кварков Правила построения диаграмм Фейнмана для электромагнитных и слабых процессов во многом одинаковы: 1) линии фермионов не прерываются; 2) связь фермионов осуществляется бозонами (у(гамма)-квантами для электромагнитных и W, Z бозонами для слабых взаимодействий); 3) каждой вершине соответствует константа взаимодействия; 4) все дискретные законы сохранения выполняются в каждой вершине; 5) закон сохранения энергии выполняется в целом для всего процесса, но нарушается в вершинах – соединяющие две вершины линии фермионов или бозонов соответствуют т.н. виртуальным частицам, для которых E(2 )- P(2)=/= m(2 ).“Слабые ” вершины обладают еще одной особенностью, соответствующие обменам W или Z бозонам , к-рой не имеют ни “сильные”, ни электромагнитные вершины – в этих вершинах может происходить превращение одного кварка в другой. Поэтому взаимопревращения адронов – результат слабых взаимодействий. Например, бетта -распад нейтрона происходит благодаря превращению d-кварка в u-кварк при испускании виртуального W-бозона. Обмен заряженными W- или W+ промежуточными бозонами связан с изменениями зарядов фермионов в вершине. Обмен нейтральным Z –бозоном соответствует взаимодействию нейтральных токов.слабые распады могут нарушать аддитивные законы сохранения I,s,c,b,t. В слабых взаимодействиях нарушаются также мультипликативные законы сохранения пространственной (Р) и зарядовой (С) четностей. Пространственная ( Р) - четность. Волновая функция частицы или системы частиц является функцией координат. Переход от выбранной системы координат к системе, соответствующей зеркальному отражению всех координатных осей, приводит к преобразованию волновой функции частицы или системы частиц.Слабые распады могут нарушать аддитивные законы сохранения I,s,c,b,t. В слабых взаимодействиях нарушаются также мультипликативные законы сохранения пространственной (Р) и зарядовой (С) четностей. Пространственная ( Р) - четность. Волновая функция частицы или системы частиц является функцией координат. Переход от выбранной системы координат к системе, соответствующей зеркальному отражению всех координатных осей, приводит к преобразованию волновой функции частицы или системы частиц. .....CPT-теорема:Квантовые системы инвариантны относительно СРТ- преобразования в любой последовательности.Следствием СРТ-инвариантности является равенство масс и времен жизни частицы и античастицы. Доказано, что картина мира, полученная путем последовательного отражения пространственных осей (Р-отражение), заменой частиц на античастицы (С-отражение) и отражением оси времени (Т-отражение) приводит к картине, идентичной исходному состоянию. Иными словами, любой гамильтониан коммутирует с произведением операторов СРТ. Нарушение (хотя и слабое) СР инвариантности указывает поэтому на соответственное слабое нарушение Т- инвариантности уравнений движения. В настоящее время ведутся эксперименты по поиску прямых подтверждений нарушения Т-инвариантности.

User pointofnoreturn, 07.10.2008 20:16 (#)

Ферромагнетизм

http://www-03.ibm.com/ibm/history/exhibits/storage/storage_3340.html http://www.geocities.com/SiliconValley/2072/elecrri.htm Ферромагнетики-это вещества (как правило, в твёрдом кристаллическом или аморфном состоянии), в к-рых ниже определённой критической температуры (точки Кюри) устанавливается дальний ферромагнитный порядок магнитных моментов атомов или ионов (в неметаллических кристаллах) или моментов коллективизированных электронов (в металлических кристаллах).К ферромагнетикам относятся такие вещества, к-рые обладают т.н. спонтанной намагниченностью, т.е. М =/=0 при Н = 0. Среди них 9 моноатомных металлов 3d: Fe, Co, Ni 4f: Gd, Dy, Tb, Ho, Er, Tm и бесчисленное количество сплавов и хим. соединений. Свойства ферромагнетиков:1)Ферромагнетики сильно втягиваются в область более сильного магнитного поля. 2)При не слишком высоких температурах ферромагнетики обладают самопроизвольной (спонтанной) намагниченностью, которая сильно изменяется под влиянием внешних воздействий 3)Магнитная восприимчивость ферромагнетиков положительна и значительно больше единицы. Спиновая природа ферромагнетизма - опыты Эйнштейна - де Гааза и Барнетта (1915)(аномальное гиромагнитное отношение ): Mмад/Mмех = мюB/hc = (eh/2mc)/ h1/2 = e/mc.Концепция спина - 1925г. -Дж.Уленбек (G. Ulenbeck), С. Гаудсмит (S. Goudsmit) - на основе анализа спектроскопических данных Внутреннее молекулярное поле Вейсса (P.Weiss). Впервые идею о внутреннем молекулярном поле в ферромагнетике, вызывающем самопроизвольную намагниченность высказал Розинг Борис Львович (1892 г.). Вейсс аналогичную идею предложил в 1907 г. Согласно Вейссу внутренне молекулярное поле, аналогично внешнему полю Ва в парамагнетике, создает в кристалле ферромагнетика параллельную ориентацию магнитных моментов при Ва = 0......(Закон Кюри-Вейсса). Поле Вейсса много больше, чем магнитное поле от других (парамагнитных) ионов. ....Электростатическая природа поля Вейсса. Опыт Дорфмана Я.Г. - немагнитная природа внутреннего молекулярного поля в ферромагнетике. Если фольга намагничена до насыщения и поле Вейса имеет магнитную природу, то отклонение электронного пучка должно управляться эффективным полем Ba + Bw, существенно более сильным (Bw ~ 10(3) Тл).В эксперименте Дорфмана же отклонение соответствовало эффективному полю Ba ~ 1 Тл, что свидетельствовало в пользу электростатической природы поля Вейса. Френкель и Гейзенберг: ферромагнетизм есть особое свойство электростатически взаимодействующих электронов. В результате электростатического взаимодействия между электронами выгодным оказывается состояние с параллельной ориентацией спинов. Модель Гейзенберга Наряду с классическим кулоновским взаимодействием, гамильтониан содержит чисто квантовый член, зависящий от ориентации спинов. Этот вклад обусловлен обменным взаимодействием. Гамильтониан Гейзенберга дельта Нобм = -J(S1S2),J- обменный интеграл Если J > 0, то дельтаЕ=-2J(S1S2), для S1,2 = 1/2: S1S2 = 1/4 J < 0 S1S2= -1/4. Для большого числа электронов обменная энергия дельта Еобм=-альфа ijJij(S1S2).Виды обмена спинами :Прямой обмен - непосредственный обмен между магнитными ионами (модель Гейзенберга). 1) Сверхобмен - обмен через немагнитного атома-посредника. 2) Косвенный обмен.- обмен через электроны проводимости. Характерен для РЗ-металлов. Спиновые волны. Магноны Строго параллельная ориентация соответствует минимуму энергии и т-ре 0К. С повышением т-ры растет число "перевернутых" спинов. Состояния с антипараллельными спинами являются "возбужденными". Переворот одного спина требует дельтаE = -J(S(-S) + (-S)S) - (-J[SS+SS])~ 4JS(2).Т.е. состояния с перевернутыми спинами являются невыгодными энергетически. Соседние спины стремятся перевернуть (возвратить) спин в исходное положение. Обменное взаимодействие приводит к тому, что при этом спин переворачивается сам. По кристаллу пробегает волна перевернутых спинов .Волны называются спиновыми волнами - Ф. Блох .... При малой плотности - магноны - идеальный газ, подчиняющийся статистике Бозе-Эйнштейна.Giant magnetoresistance, сокр. GMR) — квантовомеханический эффект, наблюдаемый в тонких плёнках, состоящих из чередующихся ферромагнитных и немагнитных слоёв. В такой системе эффект проявляется в существенном уменьшении электросопротивления в присутствии внешнего магнитного поля. ... ВООБЩЕМ Я НЕ ХОЧУ ПРОДОЛЖАТЬ, ЗДЕСЬ ЕСТЬ ЛИНК,ЭТО ВОПЕРВЫХ, А ВО ВТОРЫХ, ЭТО НА ГРАНЯХ ГДЕ-ТО ПЕЧАТАЛИ , КУДА БОЛЕЕ"ПРИЦЕЛЬНЕЙ" ,ЧЕМ Я МОГУ К ЭТОМУ ПОДОБРАТЬСЯ.

Ангелина 07.10.2008 21:00 (#)

Спасибо, друг! Это очень важно для меня!!!

[Posted by 81.201.31.80 via http://webwarper.net This is added while posting a message to avoid misuse. Try: http://webwarper.net/webwarper.exe Example of viewing: http://webwarper.net/ru/~av/www.grani.ru/Society/Science/d.142367.html ]

User pointofnoreturn, 07.10.2008 21:17 (#)

Не могу найти эту статью( там было про синтронику)

http://www.sciam.com/article.cfm?id=spintronics http://dbhs.wvusd.k12.ca.us/webdocs/Chem-History/Zeeman-effect.html Свойства спина:Частица обладает двумя видами углового момента: орбитальным угловым моментом и спином. В отличие от орбитального углового момента, к-рый порождается движением частицы в пространстве, спин никак не связан с движением в пространстве. Спин — это внутренняя характеристика частицы, причём характеристика исключительно квантовая, не имеющая места в классической механике...Будучи одним из проявлений углового момента, спин в квантовой механике описывается векторным оператором спина,, алгебра компонент его совпадает с алгеброй операторов орбитального углового момента .Оператор спина не выражается через классические переменные -это есть квантовая величина...Спин (и его проекции на какую-либо ось) может принимать не только целые, но и полуцелые значения (в единицах постоянной Дирака)h).Спин — собственный момент импульса (или магнитный момент) элементарных частиц, имеющий квантовую природу и не связанный с перемещением частицы как целого. Спин и магнитный момент Несмотря на то, что спин не связан с реальным вращением частицы, он тем не менее порождает определённый магнитный момент, а значит, приводит к дополнительному (по сравнению с классической электродинамикой) взаимодействию с магнитным полем. Отношение величины магнитного момента к величине спина называется гиромагнитным отношением....Спинтроника есть раздел квантовой электроники, использующая эффект спинового токопереноса(например, в гетероструктурах ферромагнетик-сверхпроводник ,или ферромагнетик-парамагнетик ).Там, т.е. в этих гетероструктурах источником спин-поляризованных электронов является проводящий ферромагнетик (проводник или полупроводник), обладающий в намагниченном состоянии спонтанной спиновой упорядоченностью носителей заряда.Спиновая поляризация в ферромагнитных полупроводниках имеет очень высокий уровень поляризации ,( около 100%)чем в металлах.В полупроводнике под действием вн. магн. поля возможно зеемановское расщепление зоны проводимости в полупроводнике с формированием двух зеемановских энергетических подуровней. ...

(написано анонимно) 08.10.2008 20:10 (#)

(в единицах постоянной Дирака)h) Опечатка. h в данном контексте - постоянная Планка.

User pointofnoreturn, 08.10.2008 20:27 (#)

Огромное спасибо , что нашли и поправили.

******Мне надо быть аккуратней.

User pointofnoreturn, 08.10.2008 21:08 (#)

Собственно говоря , можно было и детальней это выдать( ведь постоянная Дирака — иногда используемое название для редуцированной постоянной Планка ),h'( "h-bar" (mod ar)is congruent to ... modulo ...h/ 2п).Ну можно было и подробней, просто зачем?А короче,спин измеряется в единицах "h-bar" или пусть будет h'(?), вообщем опечатка заключается в том , что можно было написать h-bar,вообщем, спин равен hbarJ(h'J)где J — характерное для каждого сорта частиц целое (или полуцелое число), если целое , то оно может быть и нулевым , но в любом случае положительным,ладно всё равно спасибо;-))...

User pointofnoreturn, 08.10.2008 21:23 (#)

http://physics.nist.gov/cuu/Constants/index.html http://physics.nist.gov/viewer.html

User pointofnoreturn, 08.10.2008 22:08 (#)

Здесь тоже:(пост 16:16:35) Аномальное гиромагнитное отношение -

Mмад/Mмех = мюB/"h-bar"c = (e"h-bar"/2mc)/ "h-bar"1/2 = e/mc или Mмад/Mмех = мюB/h'c = (eh'/2mc)/ h'1/2 = e/mc

User pointofnoreturn, 13.10.2008 23:19 (#)

насчёт нижних "синтеций" сказать нечего, поэтому не буду

http://xxx.lanl.gov/ftp/arxiv/papers/0711/0711.1461.pdf http://www1.jinr.ru/Pepan/2005-v36/v-36-1/pdf/v-36-1_04.pdf http://www1.jinr.ru/Pepan/2005-v36/v-36-1/pdf/v-36-1_04.pdf

Юрий 07.10.2008 21:01 (#)

Отдельное спасибо редакции "Граней" за правильное написание японских имен!

А то достала уже массовая безграмотность тех, кто не знает, что в японском нет шипящих.

User pointofnoreturn, 07.10.2008 21:28 (#)

Юрию

https://graniru.org/Society/Science/m.128430.html Всё правильно (Кабояси , а не Кабояши) и ещё нет буквы "L"(л).А это старя граневская статья. Вообщем можно бло бы не мучиться, а как нибудь просто найти.

User pointofnoreturn, 07.10.2008 21:32 (#)

Makoto Kobayashi:- Так было бы лучше?

Vip borisov, 07.10.2008 21:33 (#)
60

Ну, насколько я понимаю, там не так все просто - во всяких "Тошиба" на самом деле все равно не "с", а что-то среднее между ч и щ мягким - в общем, черт их там разберет. Но лучше по возможности писать без "ш". Некоторые слова уже глупо переиначивать, пишут, как утвердилось... Честно говоря, и Кобаяши (для физика) пока гораздо более распространенное написание, чем Кобаяси... Но уже исправляют, даже в Википедии основной вариант принят через "с".

(написано анонимно) 07.10.2008 22:45 (#)

Дайте же уже кто-нибудь нобелевку pointofnoreturn-у, заслужил.

(написано анонимно) 09.10.2008 22:33 (#)

Дадут не беспокойтесь.... Нобелевский комитет - это давно уже "закрытый" клуб!

8)))