новость Состоялся тестовый запуск большого адронного коллайдера

10.09.2008
Туннель ускорителя большого адронного коллайдера. Фото с сайта CERN

В среду в Европейском центре ядерных исследований (CERN) состоялся тестовый запуск самого мощного в мире ускорителя элементарных частиц - Большого адронного коллайдера. Цель данного этапа - проверка работоспособности систем коллайдера. Но ускорения протонов на этом этапе еще не произойдет.

(написано анонимно) 10.09.2008 14:02 (#)

Так когда конца света ждать?

(написано анонимно) 10.09.2008 14:04 (#)

хз

User granenyi, 10.09.2008 15:39 (#)

И ВОВСЕ НЕ ХЗ!

Сказано же - весной 2009 он выйдет на проектную мощность. В ходе этого экперимента будут образованы две черных дырочки, движущиеся в противоположных направлениях. Одна уйдет на запад, вторая на восток. По пути следования дыр они успеют проделать в Земле две червоточины диаметром примерно в несколько километров. Далее дыры уйдут с поля Земли, а червоточины останутся. Их можно будет использовать для прокладки всемирного метро Нью-Йорк-Васюки-Шанхай. И обратно. Возглавит совет директоров "Мирового Метро" господин Якунин, умеющий и без черных дыр проделывать гигантские червоточины в госбюджете.

User pointofnoreturn, 10.09.2008 17:24 (#)

Они там хотели "поискать "хигсовский базон?

http://www.youtube.com/watch?v=x-n1Zwbop2Y http://ab-div.web.cern.ch/ab-div/Meetings/ltc/2008/ltc_2008-09a.pdf http://www.hep.ucl.ac.uk/~djm/higgsa.html Стандартная Модель взаимодействия элементарных частиц есть гениальное изобретение ХХ века, но у неё есть и свои недостатки .Со времени открытия нейтральных слабых токов на пузырьковой камере Гаргамель в CERNe - все эксперименты в области физики элементарных частиц либо подтверждали теоретические предсказания СМ либо новые экспериментальные знания требовали косметических изменений в лагранжиане СМ.(КЭД очень точная ,но- матиматически очень хрупкая).В 1973-ем году С.Тинг в Брукхейвене, USA и Б.Рихтер в Стенфорде, открыли j/ф частицу невозбужденное состояние сс- системы. Таким образом был найден очарованный кварк, необходимый для корректного теоретико-полевого описания электрослабых взаимодействий. Масса c-кварка хорошо согласовалась с теоретическими ожиданиями. Открытие первоначально не предусмотренных теорией тау-лептона и b-кварка укрепило позицию СМ , поскольку существование третьего поколения фундаментальных частиц позволило естественным образом ввести в СМ механизм нарушения комбинированной зарядовой и пространственной симметрии (CP-симметрии) в распадах -мезонов за счет возникновения комплексной фазы в унитарной 3х3 матрице смешивания кварковых токов (так называемой матрице Каббибо-Кобаяши-Маскава) и предсказать новые СР-несохраняющие распады, например, в системах нейтральных B-мезонов. Помимо этого, СМ предсказала существование еще одного сверхтяжелого кварка (t-кварка) c электрическим зарядом +2/3 заряда протона и нового нейтрино, отвечающего тау -лептона . t-кварк открыт в 1995 году во FNALе (Национальная ускорительная лаборатория им. Э.Ферми) на ускорителе Tevatron, а эксперименты, доказывающие, что тау лептона -нейтрино отличается от электронного и мюонного, выполнены в 2000-ом году. На рубеже XX-го и XXI-го веков в полном согласии с предсказаниями СМ обнаружены СР-нарушающие распады нейтральных B-мезонов ). К этому впечатляющему перечню экспериментальных подтверждений СМ следует добавить открытие в 1983 году на протон-антипротонном коллайдере (CERN) заряженных и нейтральных переносчиков слабого взаимодействия W(+or-)Z0-бозонов, все свойства которых находятся в полном соответствии с теоретическими предсказаниями СМ. Даже сообщение летом 2001 года Нейтринной обсерваторией Садбери об открытии нейтринных осцилляций не должно существенно подорвать безграничное господство СМ. Путем давно известных минимальных изменений лагранжиан СМ можно модифицировать таким образом, что в него будут входить массивные нейтрино.Таким образом, уже более четверти века экспериментальная физика элементарных частиц не может вырваться за пределы СМ. За это время теоретики осознали, что СМ не является фундаментальной моделью элементарных частиц. В лучшем случае она способна играть роль низкоэнергетической асимптотики более фундаметальных моделей, в качестве которых могут выступать, например, теории суперсимметрии (SUSY), Великого объединения (GUT) или теория суперструн и бран. Под выражением "низкоэнергетическая ассимптотика" следует понимать следующее: теоретики полагают, что при энергиях порядка 10(16-19)ГэВ и выше все известные взаимодействия сливаются в одно универсальное взаимодействие....Почему СМ неудовлетворяет? Во-первых, СМ содержит около двадцати свободных параметров (массы фундаментальных частиц, константы взаимодействий, вакуумные средние, элементы параметризации матрицы Каббибо-Кобаяши-Маскава и, возможно, недиагональные элементы массовой матрицы для нейтрино). Во-вторых, в СМ проведено последовательное объединение только электромагнитного и слабого взаимодействий, которые можно рассматривать как различные грани универсального электрослабого взаимодействия. Универсальность обоих взаимодействий проявляется начиная с энергий порядка масс Wи Z0-бозонов. Сильное взаимодействие рассматривается как независимое, а гравитация вообще не входит в теоретическую схему СМ. В-третьих, СМ не дает ответа на вопрос о происхождении иерархии масс наблюдаемых элементарных частиц, количестве поколений фундаментальных фермионов, размерности нашего пространства-времени и механизме барионной асимметрии Вселенной.Теперь подробнй о механизме генерации масс элементарных частиц в СМ. Помимо полей, отвечающих трем фундаментальным взаимодействиям (электромагнитному, сильному и слабому), в СМ предполагается существование еще одного поля, которое практически не отделимо от пустого пространства и не совпадает с гравитационным полем. Его принято называть полем Хиггса. Считается, что все пространство заполнено этим полем и что все фундаментальные частицы (лептоны, кварки и калибровочные бозоны) приобретают массу в результате взаимодействия с полем Хиггса. Те частицы, к-рые сильно взаимодействуют с полем Хиггса являются тяжелыми, а слабовзаимодействующие - легкими. Приближенно можно сказать, что этот эффект напоминает движение тела в вязкой жидкости, когда оно за счет взаимодействия с жидкостью приобретает эффективную массу, большую реальной массы тела. Другой пример аналогии - электрон в кристалле. Из-за электромагнитного взаимодействия с атомами кристаллической решетки электрон приобретает эффективную массу, отличную от массы свободного электрона. Пусть читателя не обманывает простота аналогий. На самом деле все обстоит гораздо сложнее и непонятнее. Например, СМ не может объяснить, почему одни частицы сильно взаимодействуют с полем Хиггса, а другие слабо. В силу корпускулярно-волнового дуализма полю Хиггса должна соответствовать по крайней мере одна частица - квант этого поля, называемая бозоном Хиггса или, для краткости, просто Хиггсом. Бозон - потому, что спин кванта поля Хиггса должен быть равен нулю, то есть частицы Хиггса(без спиновый базон) подчиняются статистике Бозе-Эйнштейна.Хигс был так назван в честь Питера Хигса , он и предложил механизм генерации масс калибровочных бозонов при помощи процедуры спонтанного нарушения локальной симметрии исходного лагранжиана взаимодействия.Как непременный продукт такой генерации возникает частица Хиггса. На этот счет доказана строгая математическая теорема. Вопрос о том, почему механизм Хиггса стал основным для генерации масс фундаментальных частиц в СМ, существенно выходит за рамки данного предисловия. Читателю лишь важно знать, что без этого механизма вся конструкция СМ принципиально не может иметь места.До сих пор бозон (или бозоны) Хиггса экспериментально не найдены. Без доказательства его (их) существования СМ не может считаться окончательно подтвержденной. Существуют достаточно жесткие экспериментальные ограничения на массу нейтрального бозона Хиггса как снизу, так и сверху. Нижнее ограничение на массу Хиггса получено в экспериментах на LEPe и составляет на лето 2001 годаМн>114.4 ГэВ на 95-и процентном уровне достоверности. Топ кварк , найденный на ТЭВЭТРОНЕ 186ГэВ значит, и наиболее вероятная масса бозона Хиггса увеличивается до 117 ГэВ (а в худшем случае она может достигать 251 ГэВ) — в этом диапазоне энергий его еще не искали.) Как искали хигс на LEPe. Если предположить, что СМ верна в своем минимальном варианте, то существует всего один (нейтральный) бозон Хиггса. В этом случае основной реакцией для детектирования частицы Хиггса должна стать реакция аннигиляции электрон-позитронной пары в виртуальный Z0-бозон, который, в свою очередь, излучает Хиггс (H), то есть: е+е- --->Z0--->Z0HВыражение для сечения данной реакции легко получить стандартными методами квантовой теории поля. Оно имеет следующий вид : sigma(e+e---->Z0H)=GF(2)Mz(4)/96пs(ve(2)+aе(2))л(1/2)*[л+12Mz(2)/s]/[( 1-Mz(2)/s](2)где GF ~10(-5)ГэВ- константа Ферми, определяющая силу слабого взаимодействия, s-квадрат суммарной энергии e+e--пары в системе центра масс ve иaе слабые заряды электрона, ve=-1+4 s(2)w-квадрат синуса угла Вайнберга, л=л(1,М(2)н/s,М z( 2)/s)Кроме излучения Хиггса Z-бозоном, возможна реакция слияния пары W-бозонов в Хиггс. Но ....сечение реакции излучения Хиггса много больше сечения реакции слияния, так что основной упор экспериментаторы LEPa делали на детектирование первой из двух реакций. При энергии вблизи порога образования пары , Z-бозон и бозон Хиггса лежат практически на массовой поверхности, то есть для них, в отличие от виртуальных частиц, выполняется хорошо известное соотношение между массой покоя (m), энергией (E) и импульсом релятивистской частицы:m(2)=E(2)-p(2). Бозон Хиггса и Z-бозон являются нестабильными частицами, а потому очень быстро распадаются. В области доступных LEPу энергий наиболее вероятен расспад бозона Хиггса на пару прелестных кварка и антикварка, то есть H--->bb-Каждый из прелестных кварков затем образует адронную струю, то есть превращается в компактную группу адронов с суммарными квантовыми числами и импульсом, равными квантовым числам и импульсу породившего их кварка. Z-бозон может распадаться по трем каналам: на кварк-антикварковую пару, на лептон-антилептонную пару и на нейтрино-антинейтрино. В зависимости от типа распада Z-бозона следующим образом классифицируют каналы поиска бозона Хиггса: четырехструйный канал, то есть канал распада H--->bb-(1),Zo---qq-(2)канал с так называемой "потерянной энергией", то есть когда ( ф-ла1),а при Zo--->vv-, поскольку нейтрино всех сортов не регистрируются детекторами LEPa, и "лептонный" канал(1)b Z0--->ll- всяком случае именно в 1999 году руководство LEPa стало всеми способами добиваться продолжения эксперимента .ПОТОМ , МОЖЕТ БЫТЬ ОБ ОСТАЛЬНОМ ПОГОВОРИМ, У МЕНЯ СНОВА НЕЧЕНЬ МНОГО ВРЕМЕНИ,,,

(комментарий удалён)
User pointofnoreturn, 11.09.2008 06:02 (#)

Ну,немного предистории:.” Красивые частицы”-b-кварк

Прецизионные измерения сечений e+e- взаимодействий в области энергий E~9ГэВ привели к открытию нового семейства частиц (красивые частицы), имеющих в своем составе новый b-кварк. В 1977 году были открыты нейтральные -ипсилон мезоны с массами в диапазоне 9.5 - 11 ГэВ.Несмотря на большую массу,имел малую ширину распада Г~53 кэВ.Ипсилон мезоны являются связанными состояниями кварков b квантовоe число b (beauty, bottomness)). Массу b-кварка можно оценить как половину массы ипсилон мезона.....Закон сохранения квантового числа b В сильных и электромагнитных взаимодействиях квантовое число b сохраняется дельта b=0.В слабых взаимодействиях b не изменяется или изменяется только единицу .....Топ-кварк После открытия b-кварка было установлено существование трех кварков (d, s, b) с электрическим зарядом Q = -1/3 и двух кварков (u, c) с зарядом Q = +2/3. Имелись веские теоретические аргументы в пользу существования шестого, самого тяжелого кварка с зарядом Q = +2/3. Шестой и последний из кварков top-кварк (t-кварк) был экспериментально обнаружен лишь в 1995 году, то есть почти через 20 лет после открытия в 1979 году предшествующего кварка - b-кварка. Масса top-кварка неожиданно оказалась очень большой mt~175 ГэВ. Шестой кварк был открыт в Фермилабе (Н.Н.: то есть во FNAL-е - Национальной ускорительной лаборатории им.Э.Ферми, США) на pp-коллайдере с энергией 1.8 ТэВ в системе центра масс. Для получения одного события с t-кварками требуется примерно 10(10)столкновений протонов и антипротонов. Процедура обнаружения top-кварка заслуживает подробного описания не только потому, что она важна сама по себе, но и потому, что подобные методы широко используются и будут использоваться при детектировании частиц высоких энергий на всех основных pp-, e+e-и ep-коллайдерах. На фейнмановских диаграммах процессов, к-рые доминируют при образовании tt--пары на pp-коллайдере. Ожидалось, что после образования пара top-кварков претерпевает распад, к-рый преимущественно идет по схеме: tt-------------->W+b+W-b-(1) (1) Естественно, что масса t-кварка больше суммы масс b-кварка и W-бозона. Прелестные bи b--кварки фрагментируют в адронные струи, в то время как W-бозоны могут распасться W---->eню,мю ню, тау ню как по лептонным каналам (), так и на адронные струи ( W------->QQ-). Следовательно, детектор должен быть способен идентифицировать заряженные лептоны и адроны, измерять их энергию и направление в пространстве. Однако времена жизни t-кварков и W-бозонов пренебрежимо малы, а B-мезон, образовавшийся из b-кварка, живет 1.6x10(-12)секунд, что соответствует пробегу порядка ctauB=0,45 милиметра. Таким образом, распад B-мезона может быть идентифицирован по вторичной вершине, отстоящей от первичной вершины образования пары -кварков. Расстояние между первичной и вторичной вершинами в направлении, перпендикулярном оси пучков, очевидно равноdeltaz=(pr/mbc)ctauB, где pr- поперечный импульсB -мезона. Кинематика распадаt---->Wb требует больших pr, и ограничения на поперечный импульс налагаются так, чтобы дельта Zбыло много больше поперечных размеров ( 50 микрон) сталкивающихся пучков. Шестой и последний из кварков top-кварк (t-кварк) был экспериментально обнаружен лишь в 1995 году, то есть почти через 20 лет после открытия в 1979 году предшествующего кварка - b-кварка. Масса top-кварка неожиданно оказалась очень большой mt~175 ГэВ. Шестой кварк был открыт в Фермилабе (Н.Н.: то есть во FNAL-е - Национальной ускорительной лаборатории им.Э.Ферми, США) на pp-коллайдере с энергией 1.8 ТэВ в системе центра масс. Для получения одного события с t-кварками требуется примерно 10(10)столкновений протонов и антипротонов. Процедура обнаружения top-кварка заслуживает подробного описания не только потому, что она важна сама по себе, но и потому, что подобные методы широко используются и будут использоваться при детектировании частиц высоких энергий на всех основных pp-, e+e-и ep-коллайдерах. На фейнмановских диаграммах процессов, к-рые доминируют при образовании tt--пары на pp-коллайдере. Ожидается, что после образования пара top-кварков претерпевает распад, который преимущественно идет по схеме: tt-------------->W+b+W-b-(1) (1) Естественно, что масса t-кварка больше суммы масс b-кварка и W-бозона. Прелестные bи b--кварки фрагментируют в адронные струи, в то время как W-бозоны могут распасться W---->eню,мю ню, тау ню как по лептонным каналам (1), так и на адронные струи ( W------->QQ-). Следовательно, детектор должен быть способен идентифицировать заряженные лептоны и адроны, измерять их энергию и направление в пространстве. Однако времена жизни t-кварков и W-бозонов пренебрежимо малы, а B-мезон, образовавшийся из b-кварка, живет 1.6x10(-12)секунд, что соответствует пробегу порядка ctauB=0,45 милиметра. Таким образом, распад B-мезона может быть идентифицирован по вторичной вершине, отстоящей от первичной вершины образования пары -кварков. Расстояние между первичной и вторичной вершинами в направлении, перпендикулярном оси пучков, очевидно равноdeltaz=(pr/mbc)ctauB, где pr- поперечный импульсB -мезона. Кинематика распадаt---->Wb требует больших pr, и ограничения на поперечный импульс налагаются так, чтобы дельта Zбыло много больше поперечных размеров ( 50 микрон) сталкивающихся пучков.

User pointofnoreturn, 11.09.2008 06:12 (#)

Обнаружение t-кварка произошло с помощью двух детекторов CDF и D0 ("Си Ди Эф" и "Ди Зиро"

Ну,оба детектора работают на протон-антипротонном коллайдере Tevatron во FNAL-е). Детектор состоит из сверхпроводящего соленоида 5-и метров в длину и 3-х метров в диаметре, создающего магнитное поле напряженностью 1,4 Тесла в цилиндрической дрейфовой камере. Камера используется для измерения координат и импульсов заряженных частиц. Сверхпроводящий магнит окружен электромагнитным и адронным ионизационными калориметрами. Калориметры нужны для измерения энергии электронов, фотонов и адронов. В свою очередь, калориметры окружены мюонными детекторами. Мюонный детектор представляет собой сэндвич из железного поглотителя и дрейфовых камер. Все пространство детектора разделено на три сектора. Если отсчитывать направление по углу от оси пучка, то центральный сектор занимает пространство 10o-170oв угловой мере. На передний и задний сектора остается по 10oпространства между центральным сектором и осью пучка. В лептонных распадах W-бозонов возникают нейтрино (W------>e ню,мю ню), которые не регистрируются в детекторе. Нейтрино уносят с собой некоторую долю энергии и поперечного импульса (так называемые "потерянная энергия" и "потерянный импульс"). Поэтому очень важно, чтобы калориметры без зазоров и щелей покрывали существенную часть телесного угла (4п), в который летят вторичные частицы. Наконец, высокое разрешение кремниевых микростриповых детекторов, расположенных непосредственно вокруг оси пучка, дает возможность точного измерения траекторий частиц, заканчивающихся в точке пересечения пучков, и позволяет измерять вторичные вершины, связанные в распадами В-мезонов. Из всех процессов (1) наименьшим фоном обладают процессы, в к-рых оба W-бозона распадаются по лептонным каналам, т.е W------> е ню. или W------> мюню. В этом случае к дилептонной сигнатуре распадов W следует добавить две адронные струи от распадов В-мезонов. Оба заряженных лептона должны иметь поперечный импульс, удовлетворяющий условию pr>20ГэВ/с. Для измерения энергии и направления движения вторичной частицы i в пространстве, вводится величина EisinTetai, к-рая носит название поперечной энергии. Полная поперечная энергия события есть сумма видаEt= Сумма i(Et)i Если все частицы в событии были зарегистрированы, то(Et)i=0. Существование в событии ET(missing)дисбаланса энергий или, что тоже самое, потерянной поперечной энергии указывает на наличие непровзаимодействовавших в детекторе вторичных частиц (нейтрино). На величину потерянной поперечной энергии накладывается следующее ограничение: ET(missing)>25ГэВ. Для того, чтобы понизить фон от лептонных распадов –Z0бозонов ( Z0------>e+e-,мю+мю-) вводятся дополнительные условия, чтобы треки от заряженных лептонов разного знака были пространственно разделены и инвариантная масса дилептонной пары не попадала в интервал 75<Мее,мюмю<105 ГэВ. Второй способ регистрации tt- -пары состоит в том, чтобы отбирать события, в к-орых один из W-бозонов распался по лептонному каналу, а другой на паруQQ-, то есть на адроны. Подобная конфигурация возникает в 30% всех событий, в то время как чисто лептонные каналы реализуются только в 5% случаев. Для отбора данного канала требуется наличие одного заряженного лептона и трех или более адронных струй от W, BиB-. Потенциально большой фон в этом случае понижается при помощи требований к отчетливому восстановлению вершины распада по меньшей мере одного B-мезона. Третий способ состоит в том, чтобы выделять события с "жестким лептоном" (pr>20 ГэВ/с) от распадаW -бозона, три или более адронные струи от распада другогоW -бозона и одного из В-мезонов и “лёгкий” лептон (pr>2 ГэВ/с) от лептонного распада второго B-мезона. В первых экспериментальных сеансах оба детектора зарегистрировали 12 событий с двумя лептонами и двумя адронными струями при ожидаемом фоне 2,5 события. 86 событий имели “тяжёлый” лептон и, по меньшей мере, три адронные струи. В дополнение к этому либо восстанавливалась вторичная вершина распада, либо имелся дополнительный “лёгкий”лептон. Ожидаемый фон для этих случаев составлял 37 событий. Фитирование массы t-кварка по зарегистрированным событиям показало, что она равна mt~180-190ГэВ (Н.Н.: Д.Перкинс приводит устаревшее значение; современное значение массы t-кварка составляетmt=180 ГэВ). Величина mt с учетом радиационных поправок электрослабой теории хорошо согласуется с теоретическими предсказаниями. Зная импульсные распределения кварков и антикварков при столкновении протонов и антипротонов, можно вычислить сечение образования tt--пары как функциюmt. Проведем грубую оценку. Есть аналогия между процессами e+e---->мю+мю-и QQ---->tt-. Первый идет (в лидирующем порядке) за счет обмена одним фотоном, второй - за счет обмена одним глюоном. В ультрарелятивистском пределе сигма(е+е- ------>мю+мю-)=4па(2)em/3s (2) где s-квадрат полной энергии в системе центра масс (СЦМ)>>4m(2)мю,аe s m=e(2)/4п -константа электромагнитного взаимодействия. Аналогично получаем, что сигма (QQ---->tt-.)=4паs(2)/3s`*2/9 (3) где s` -квадрат энергии кварк-антикварковой пары в СЦМ, а s -константа сильного взаимодействия, а фактор 2/9 связан с наличием у кварков цвета. Если tиt- кварки не ультрарелятивистские (что определенно не происходит при столкновениях протонов и антипротонов с энергией 1,8 ТэВ в системе центра масс), то в формуле (3)необходим поправочный множитель порядка 0,75, к-рым можно пренебрегать в дальнейшем. Легко показать, что если s-квадрат энергии сталкивающихся pи pв СЦМ, то порог образования tt--пары определяется согласно выражению x1x2=s`/s>(or=)4m(2)t/s (4) Гдеx1 и x2- доли импульса протона (и антипротона), уносимые кварками (и антикварками), при взаимодействии которых образуется tt--пара. Для того, чтобы найти сечение образованияtt-, необходимо численно проинтегрировать (3)с учетом функций распределенияf(x1) и f(x2) кварков в протоне и антикварков в антипротоне соответственно и условия (4). Приняв, чтоs`=4mt(2),as=0.10 и mt=0.18 ТэВ, находим sigma(pp- ------>tt-)=0.07ТэВ(-2)=28F пб (5) Тут используют систему единицh=c=1, 1 ТэВ-1 = 1.97.10-17 см и 1 пикобарн -----1 пб = 10-36 см2. Величина Fявляется вероятностью того, чтоu uи u-кварки в протоне и антипротоне имеютx1x2s>4mt(2), что для коллайдера в Фермилабе эквивалентно x1x2>0.04. Используя для оценки известные из экспериментов функции распределения, можно предположить, что величина (5)составляет несколько пб. Кроме того, нужно принять во внимание вклад диаграмм ,благодаря к-ымtt- -пара образуется в процессе слияния глюонов. Полные теоретические вычисления дают sigma(pp-------->tt-)~7.8пб, что хорошо согласуется с экспериментальным значением сечения пб. Ну,top-кварк уникален и абсолютно не похож на другие кварки. Он настолько массивен, что может распадаться с образованием реального W-бозона. Из соображений размерности можно ожидать, что ширина распада будет равна Г(t---->bW)~GFm(3)t, где Gt-константа Ферми. Вследствие того, что mtвелико, получается большое численное значение для ширины распада Г(t---->bW) =1,4 ГэВ. Поэтому время жизни t-кварка h/Гмного меньше характерного времени адронных взаимодействий, которое по порядку величины естьh/л, где л~0,2 ГэВ. Таким образом,tt- -система столь короткоживущая, что не имеет связанных состояний, как это было в случае чармония и боттомия, к-рым хватало времени для образования связанных состояний.

User pointofnoreturn, 11.09.2008 06:36 (#)

Согласно квантовой электродинамике, электромагнитное взаимодействие между двумя электрическими зарядами, например электронами или тяжелыми ионами, осуществляется обменом виртуальным фотоном. (Фейнмановские диаграммы…)Константа электромагнитного взаимодействия( тонкая структура)альфа=е(2)/hc~1/137и количество вершин определяют вероятность этих процессов. Например для рождения электрон – позитронной пары на точечном заряде , где количество вершин равно двум, сечение пропорционально alfa(a)(2). или, соответственно e(4). Такая же вероятность характерна для Комптоновского рассеянию фотона на электроне. Если вместо электрона будет объект с зарядом Ze (ион), то сечение соответствующего процесса будет иметь множитель Z2, то есть сечение комптоновского рассеяния будет пропорционально Z2a2. Увеличение числа вершин на две уменьшает вероятность процесса примерно в (1/a(2))~ 10(4 )раз. Это относится, например, к упругому Дельбрюковскому рассеянию или расщеплению фотона в поле ядра , где количество вершин равно четырем. Очевидно, число вершин не может быть нечетным, потому что появление одной вершины, где рождается виртуальная частица, всегда сопровождается другой вершиной, где эта частица исчезает.И, расчет амплитуд и сечений по диаграммам Фейнмана носит качественный характер и может быть использован для оценки сечений только по порядку величины, поскольку он не учитывает ни ядерных формфакторов, ни искажений волны. Тем не менее, он позволяет определить множители для сечений разных процессов, включая, резерфордовское, моттовское или дельбрюковское рассеяние. Для того, чтобы получить сечения с учетом структуры нуклонов, вводится амплитуда комптоновского рассеяния фотона на нуклоне:f=epsilon(e)’*.ef1(omega(w))+iw. sigma.e’*x ef2(w)(№1), где eкалибровочно инвариантный оператор электромагнитного поля,sigma – спин – оператор нуклона,w—энергия фотона. При w=0(низкоэнергетическая теорема): f1(0)=-(a/Z(2)M),f2=(k2/2M(2)) [№2], где M – масса,а-тонкая структура , eZ – электрический заряд, k - аномальный магнитный момент нуклона. Дисперсионные соотношения позволяют связать амплитуду рассеяния с полными сечениями фотопоглощения циркулярно поляризованных фотонов: f1(0)=-(a/Z(2)M)+ w(2)/2п(2)sigmatot(w’)/f(w’)dw’[3],f2(0)=(2k(2)/2M(2))+ w(2)/2п(2)delta sigmatot(w’)/ф(w’)d[4], sigmatot(w)=sigma3/2(w)+sigma1/2(w),a delta sigmatot= sigma3/2(w)-sigma1/2(w)[5] Отсуда следует правило сумм Герасимова - Дрелла –Хирна, связывающее сечения фотопоглощения с фундаментальными характеристиками нуклона: k(2)=-2m(2)/пе(2)интеграл(mп---бесконечность)[sigma1/2(w)-sigma3/2(w)] xd][6]. Другое правило сумм, выведенное впервые Балдиным, определяет связь электрической (a) и магнитной (betta(b)) поляризуемостей с полным сечением фотопоглощения:a+b=1/п(2)интеграл(mп---бесконечность)[sigmatot(w)xd]/w [7] Спиновая поляризуемость yбыла выведена Гелл-Манном:y=1/4п(2)интеграл(mп---бесконечность)[ sigma1/2(w)-sigma3/2(w)]xd]/w(2)[7] Приведенные соотношения доказывают, что фотоядерные реакции при энергии выше массы пиона дают ключ к измерению фундаментальных характеристик нуклона.

User pointofnoreturn, 11.09.2008 06:39 (#)

"немного предистории"-это очень преждевременно

Хигсов пока не нашли.

User pointofnoreturn, 11.09.2008 07:11 (#)

Упругое и неупругое рассеяние электронов на ядрах. Ядерный форм-фактор.

Измерение сечения упругого рассеяния электронов с энергией 250 МэВ позволило Хофштадтеру еще в 1953 году получить важные результаты о структуре ядра. Согласно законам волновой механики дифракционные минимумы должны возникать при углах:sinTetamin~[m0.61/R]^(или л ) , где R – радиус ядра,л , m – длина волны де Бройля и масса электрона, соответственно. Это позволило определить радиус ядер, на к-рых изучалось рассеяние электронов, и показать, что ядро имеет достаточно резкую границу в распределении плотности. Радиус ядра описывается приближенной формулой R~1.2A1/3 Фм, а толщина поверхностного слоя у всех ядер примерно одинакова и равна 2.4 Фм. B экспериментax по упругому рассеянию электронов с энергией до нескольких ГэВ, у нуклона резкой границы в распределении плотности нет, поэтому дифракционные минимумы в сечениях не наблюдаются. Для протона плотность заряда ро( r)=po(0)*e(-r/a) , где а = 0.23 Фм. Среднеквадратичный радиус протона и нейтрона равен примерно 0.8 Фм.Ho распределение заряда у них разное….В нейтроне центральная область заряжена положительно, а область r > 0.7 Фм - отрицательно. При этом суммарный заряд равен нулю. Такая зарядовая структура протона и нейтрона удовлетворительно объясняется кварковой моделью Современные исследования рассеяния электронов на нуклонах посвящены детальному изучению электрических (GE) магнитных (GM) формфакторов, которые характеризуют соответствующие распределения плотности. Для неполяризованных электронов сечение упругого рассеяния на протоне выражается формулой:dsigma/dOmega big=[a(2)E’ecos(2)(Tetae/2)]/[4E(3)sin(4)Tetae/2]x[G(2)+(tau/epsilon)G (2)м][1/1+tau] [1] где tau=Q2/4M2 ,epsilon=[1+2(1+tau)xtan(2)(Teta/2)](-1) - степень поляризации виртуального фотона, Е и Е' – начальная и конечная энергия электрона, соответственно. Числовой множитель в этом выражении совпадает с оценкой, которая была сделана выше с помощью диаграммы Фейнмана. Множитель соs(2)(Teta/2)/sin(4)(Teta/2) был введен Моттом для учета спина электрона. Результаты имеют модельно зависимый характер. Попытки описать квантово – механические явления и микроструктуру нуклонов и ядер вызывают много вопросов с точки зрения классической физики , к-рые не имеют “понятного” ответа. Например, фотон как частица должен иметь конкретный размер, а электрон как волна должен наоборот обладать протяженностью, чего на самом деле не наблюдается. Например, по современным данным электрон можно считать точечной частицей вплоть до расстояний порядка 10(-16) см, то есть он не имеет структуры. С одной стороны, это облегчает задачу, потому что с точки зрения нуклонных взаимодействий многие налетающие частицы (например, фотоны и пионы) мало чем отличаются и сечения их взаимодействия с нуклонами очень похожи. С другой стороны, уже давно осознано, что классические подходы не имеют перспективы в описании микромира, поэтому остается принимать микроскопические модели. Используя поляризованные электроны, стало возможным изучать формфакторы нуклонов, обусловленные слабым взаимодействием. Слабый нуклонный форм-фактор протона может быть выражен в рамках кварковой модели следующим образом:GE,M=[1/4-2/3sin(2)Tetaw]G(u)E,M-[1/4-2/3sin(2)Tetaw]G(d)E,M-[ 1/4-2/3sin(2)Tetaw]G(s)E,M,где Gs,d,u – форм-факторы кварков,Tetaw угол смешивания Вайнберга – Салама, к-рый является основным параметром электрослабого взаимодействия. С помощью понятия формфакторов кварков приходят к более глубокому пониманию материи. Эти работы составляют одно из важных направлений, связанных с изучением упругого рассеяния поляризованных электронов.ТЕПЕРЬ НЕУПРУГОЕ РАССЕЯНИЕ:- Здесь ситуация намного сложнее, чем в случае упругого рассеяния и пока ещё очень многие,даже общие вопросы не решены. Немного истории:Где-то в 60х годах ,в SLAC был построен первый линейный ускоритель электронов до энергии 21ГэВ, при таких энергиях большинство соударений электронов яв-ся неупругим,т.е. рождались новые частицы, в основном пионы,измерялись начальная и конечная энергия электронов и угол рассеяния :е+р--->t`+X, т.е. тогда исследовалась эксклюзивная реакция . В тех опытах и была заложена основа партоной модели.выяснено было, что с ростом передаваемых импульсов сечение упругого рассеяния и передаваемых импульсов быстро уменьшается. Они происходят на нуклоне в целом.Сечение же глубоконеупругого расс.при росте передаваемых импульсов не уменьшается и оно происходит на элементах внутренней структуры нуклона......Диаграммы Фейнмана для неупругих процессов, очевидно, имеют тот же самый вид, что и для упругих…Поэтому для получения надежных данных из неупругого рассеяния электронов в первую очередь необходимо знание спектров виртуальных фотонов. В однофотонном плосковолновом приближении сечение неупругого рассеяния электронов связано с полным адронным сечением взаимодействия виртуальных фотонов с ядром следующим соотношением: sigma/OmegaE’=Г(Е,Е ‘Teta)sigmay(q(2),W) где Г(E,E',Teta) – количество виртуальных фотонов, обусловленных рассеянием электрона с начальной и конечной энергиями Е и Е' на уголTeta , сечение: sigmay(q(2),W)= sigmayГ(q(2),W)+ epsilonsigmayL(q(2),W) – полные адронные сечения взаимодействия виртуальных фотонов с поперечной и продольной поляризацией, соответственно. q2 - переданный 4-импульс, W – эффективная масса конечного адронного состояния. Очевидно, при переданном импульсе равном нулю, реальный фотон не должен по определению отличаться от виртуального и сечение неупругого рассеяния должно совпадать с полным сечением фотопоглощения. Поэтому сравнение этих сечений, полученных экспериментально, могло бы стать хорошей проверкой существующих моделей. Измерить сечение неупругого рассеяния электронов на нулевой угол практически очень сложно, потому что под нулевым углом велики “радиационные хвосты” от упругого рассеяния и пучок электронов дают большой фон. Поэтому приходится экстраполировать измеряемую зависимость от переданного импульса к нулевому значению: sigmay(Ey)=lim(q(2)--->0) sigma^T(q(2),W)= lim(q(2)--->0)[(1/Г)x: sigma/OmegaE’].Так измерялись эксклюзивные сечения электроделения урана-238при угле рассеянных электронов 37.5о ; энергия пучка Ее = 720 МэВ. Далее с помощью модельно зависимого анализа из этих данных были получены сечения фотоделения урана-238, которые более чем в два раза оказались ниже тех же сечений, но измеренных в экспериментах с реальными фотонами. Пока известна всего одна работа, где удалось добиться согласия в пределах ошибок эксперимента (около 10%) в сечениях фотоделения урана-238 и урана – 235 между фотонными и электроядерными экспериментами, выполненная при энергии электронов Е = 78, 124 и 183 МэВ. Анализ этих данных носил довольно сложный характер и не получил дальнейшего развития и широкого применения. Таким образом, работы направленные на использование электронов с целью получения полных сечений, поставили больше вопросов, чем дали на них ответов. Один из самых важных среди них – почему сечения неупругого рассеяния при нулевом переданном импульсе не совпадают с фотоядерными сечениями,- до сих пор остается актуальным. Особое значение этот вопрос приобретает в связи с новым важным направлением в исследовании взаимодействий тяжелых ионов, а именно кулоновской диссоциации. Оказалось, что кулоновское взаимодействие, будучи дальнодействующим, при столкновении релятивистских ионов играет доминирующую роль и сечение фотоядерных реакций при энергиях выше нескольких ГэВ/нуклон в несколько раз превосходит геометрическое сечение прямого столкновения тяжелых ионов. Этот процесс описывается такой же диаграммой, как и рассеяние электронов, поэтому и спектры виртуальных фотонов, в принципе, тоже одинаковы.Фото и электроядерные реакции не являются замкнутой или обособленной ветвью ядерной физики. Постоянно развивающиеся новые направления требуют широкого подхода к объяснению различных явлений, которые на первый взгляд могут показаться весьма далекими друг от друга. Инклюзивные реакции под действием электронов и фотонов удобно сравнивать, изучая реакцию деления ядер, потому что сечение деления из-за низкого порога близко к полному неупругому сечению взаимодействия налетающих частиц с ядрами. Выход реакции фотоделения (нормированный на эквивалентный фотон) - и электроделения (нормированный на электрон) можно соответственно записать следующим образом: sigmae(Ee)=[Ee интеграл(Е---0)yN(^l)(Ee,Ey)xsigma(Ey)xd]/[ интеграл(Е---0)yN(^l)(Ee,Ey)xsigma(Ey)xdEy][6]; sigmaq(Eq)=[Ee интеграл(Е---0)yN(^l)(Ee,Ey)xsigma(Ey)xd]/[ интеграл(Е---0)yN(^l)(Ee,Ey)xsigma(Ey)xdEy][7] Нормировка на эквивалентный фотон в формуле[6] производится из-за непрерывной формы спектра тормозных фотонов. Понятии выхода фотоядерной реакции или сечения этой реакции на эквивалентный фотон являются тождественными. Различие между этими выходами состоит только в том, что в левой формуле спектр тормозных фотонов: yN(^l) реальный, а справа – виртуальный. Поэтому мультипольности взаимодействия сильно различаются. В случае тормозных фотонов доминирует Е1, а в случае виртуальных фотонов – возрастает вклад более высоких мультипольностей. Попытки точнее описать эту зависимость, представленные сплошной и пунктирной кривой, нельзя признать удовлетворительными. Это связано с недостаточно точным знанием формы спектров виртуальных фотонов. Поэтому наиболее часто используется эмпирическая кривая (штрих - пунктир), которая описывается формулой:sigmaQ/sigma e=п/2аln(Ee/me) Вопрос о спектрах виртуальных фотонов в значительной степени остается актуальным и в настоящее время..... Помимо глубоконеупругого эл-магн. рассеяния электронов и мюонов исследуется глубоконеупругое рассеяние нейтрино и антинейтрино на нуклонах, обусловленное слабым взаимодействием(е,мю)N--->(е',мю')Х...

User pointofnoreturn, 11.09.2008 08:04 (#)

Проще неупругое рассеяние можно и так объяснить:

При неупругом рассеянии электрона на протоне возбуждаются внутренние степени свободы протона. Фейнмановские диаграммы для упругого и неупругого рассеяния электрона на протоне показаны .При неупругом рассеянии рождаются новые частицы. Регистрируя энергию E' и импульс р_рассеянного электрона можно определить энергию переданную электроном R, энергию Eh и импульсрh_образовавшихся продуктов реакции, квадрат переданного нуклону четырехимпульса q2: R = E - E', Eh = R + mc2,рh=р->-р'->,q2 = R2/c2 -(р->-р'->)(2).Спектр электронов, образующийся в результате рассеяния электронов с начальной энергией Е = 10 ГэВ на протонах.( ну ладно не буду увлекаться и не стану писать про кинематические переменные реакции )Условия глубокой неупругости(DIS):Q(2) >>Mp(2),W(2)>>Mp(2),не зная матричного элемента взаимодействия фотона с протоном ,из общих условий можно представить зависимость сечения процесса от s при фиксированных значениях х и Q(2) в виде :d(2) sigma/dxQ(2)=(4пa(2)/x Q(4))[y(2)x F1(х,Q(2))+(1-y)F2(x,Q(2))],a F1-структурные функции партона на нуклоне,Fт(x,Q(2)-рассеяние поперечно поляризованных фотонов. Тогда:Fl(x,Q(2)= F2(x,Q(2)-2х F1(х,Q(2))-продольно поляризованных(ЛАДНО , В ДАННОМ СЛУЧАЕ ЭТО НЕАКТУАЛЬНО)....... Измеренное сечение неупругого рассеяния соответствующего возбуждению отдельных резонансов, показывает, что угловые распределения для низколежащих нуклонных резонансов имеют вид подобный угловым распределениям упругого рассеяния электронов на протоне. Это свидетельствует о том, что нуклонные резонансы (низколежащие возбужденные состояния протона) имеют такую же пространственную структуру как и протон. Природа непрерывной части спектра представляет особый интерес, т.к. она соответствует большим передачам энергии от электрона протону. При таких передачах электрон "чувствует" отдельные детали внутренней структуры протона и, в частности, эти исследования показали, что протон имеет сложную внутреннюю структуру. В случае, когда измеряются угловые распределения частиц, соответствующих возбуждению области энергии непрерывного спектра, ситуация радикально меняется. Величина W(2 )= E(2) -(pc)(2 )представляет собой полную энергию образовавшихся адронов в системе их цента масс.

User pointofnoreturn, 11.09.2008 08:34 (#)

Очень сжато про кварк-глюонную плазму( про пентокварковое состояние, так и быть не буду)

http://public.web.cern.ch/public/ Это новая форма ядерной материи обнаружена в лаборатории CERN в Женеве(2001-2002г).В экспериментах высокоэнергетичный пучок ионов свинца ударялся о неподвижную мишень из свинца или золота. Специалисты CERN тогда сочли, что в эпицентре столкновений достигалась "температура" около 240 МэВ (в таких единицах измерения температура совпадает с величиной, характеризующей тепловое движение частиц, 1 эВ примерно соответствует 104 К). Плотность ядерной материи, возникшей в момент столкновения, была раз в 20 больше обычных ядерных плотностей.состоящей из ионизированных атомов, давно предсказывалось существование кварк-глюонной плазмы: сильно "перемешанных" между собой кварков и глюонов. Такая ядерная плазма могла существовать на первых микросекундах жизни Вселенной после Большого Взрыва. Предсказывалось, что при переходе вещества из адронной фазы (барионы и мезоны) в фазу кварк-глюонной плазмы должно: 1)возрасти число странных мезонов, 2)уменьшиться число тяжелых пси-мезонов (состоящих из очарованного и антиочарованного кварков), 3)возрасти число энергетичных фотонов и лептон-антилептонных пар. Специалистам CERN удалось получить эти косвенные подтверждения (по крайней мере, первые два) Для прямого наблюдения кварк-глюонной плазмы, необходимо получить плазменное состояние на время, достаточное для того, чтобы наблюдать и анализировать струи частиц и фотонов, вылетающих из мишени в процессе эксперимента. Необходимая для этого энергия (около 40 ТэВ в системе центра масс).....

User pointofnoreturn, 11.09.2008 09:05 (#)

Слегка коснусь отличий между векторным и скалярным полем(это получается или до чёртиков поверхностно или очень длино, поэтому хватит)

Поле в более широком понимании, согласно современным представлениям, в скалярном (вакуумном) состоянии присутствует всюду, поэтому электрический заряд образует не поле, а возмущение электромагнитного поля, которое, представляя электрический поток, также измеряется в кулонах: чем больше заряд (поток), тем больше возмущение, т.е. кулон - это мера электрического возмущения поля. Там, где возникает возмущение, энергия поля не равна нулю, т.е. поле реально проявляется, поэтому считается, что заряд создает поле, хотя это не совсем точно, так как электромагнитное поле существует в каждой точке пространства, но там, где нет возмущений, оно находится в нулевом вакуумном состоянии, представляющем скалярное поле. Таким образом, согласно современным представлениям, электрический заряд не создает поле, так как поле в скалярном (вакуумном) состоянии присутствует всюду, а, возбуждая его, создает возмущение, т.е. заряд создает в полевом пространстве электрическое смещение поля - полевой поток, представляющий векторное состояние поля. Полевая материя не движется вместе с зарядом, а изменяется, т.е. с зарядом движется возмущение полевой материи, представляющее векторное поле в виде электрического потока. Например, электромагнитные волны - это распространяющиеся (движущиеся) возмущения поля.Скалярное поле - поле физическое, которое описывается функцией, в каждой точке пространства не изменяющейся при повороте системы координат Таким образом, электромагнитное поле может находиться в двух состояниях - скалярном или векторном.Электромагнитное поле имеет квантовую природу, его возмущения всегда дискретны и кратны кванту поля, т.е. элементарное электрическое возмущение поля равно элементарному электрическому заряду (кванту заряда). Области электрического возмущения поля могут быть положительные или отрицательные относительно нулевого вакуумного состояния поля, т.е. относительно состояния равновесия вакуумной среды - скалярного квантового электромагнитного поля.Возмущение - любое отклонение какой-либо физической величины, характеризующей состояние системы (например, напряженности электрического поля), от значения, которое она имела при нахождении системы в состоянии равновесия.Напряженность поля - это напряженность электродинамического вакуума. Материальное квантовое электромагнитное (электродинамическое) поле отражает физическую природу электродинамического вакуума, где электрические и магнитные возмущения (потоки) поля являются квантовыми. Т.е., рассматривая процессы, протекающие в электродинамическом вакууме, надо учитывать их квантовую природу.Распространяющиеся волновые возмущения полевого пространства представляют электромагнитные волны, т.е. электромагнитные волны - это распространяющиеся отклонения от нулевого вакуумного (скалярного) состояния полевой материи.(Поле безспиновой частицы Хигса-тяжёлого базона-скалярно,т.е. неодделимо от "пустого пространства"). Считается, что все пространство заполнено этим полем, и что частицы приобретают массу путем взаимодействия с ним. Те из них, которые сильно взаимодействуют с полем Хиггса, являются тяжелыми частицами, а слабовзаимодействующие - легкими.) Распространяющиеся волновые возмущения полевого пространства представляют электромагнитные волны, т.е. электромагнитные волны - это распространяющиеся отклонения от нулевого вакуумного (скалярного) состояния полевой материи.

User pointofnoreturn, 16.09.2008 13:09 (#)

Векторный анализ излучения:

-это раздел математики , где изучают скалярные и векторные поля и различные операции с ними. Скалярное поле сопоставляет каждой точке (3-мерного) пространства некоторое (действительное) число Ф=ф(r) ,а векторное поле - некоторый вектор a=a(r 0). Если точка задается своими декартовыми координатами,r{x1,x2,x3 } а вектор - своими компонентами a{a1,a2,a3} то градиент скалярного поля, дивергенция и ротор векторного поля выражаются формулами: } (gradph)i =deltaphi/delta xi,diva=deltaa1/ deltax1+deltaa2/ deltax2+ deltaa3/ deltax3 rota={deltaa3/deltax2- deltaa2/deltax3, deltaa1/deltax3- deltaa3/deltax1, deltaa2/deltax1- deltaa1/deltax2} Градиент, дивергенцию и ротор удобно выражать с помощью символического вектора (набла), компонентами которого являются операторы дифференцирования по координатам:набл ={delta/ deltax1, delta/ deltax2, delta/ deltax3} Действуя этим символическим вектором на скалярные и векторные поля по правилам векторной алгебры, получим: (gradph)i = набл ф,diva= (набл a),rota[набл.a] .Скалярный квадрат вектора у представляет собой Лапласа оператор, или лапласиан: лапласиан= набл (2)= (delta/ deltax1)(2)+ (delta/ deltax2)(2)+ (delta/ deltax3)(2). Формальное применение правил векторной алгебры к вектору набла приводит к ряду соотношении между градиентом, дивергенцией и ротором : [ набл(наблphi)]=0 или rot grad phi=0; набл(набл (набл[набл a])=0 or rot grad a=0; [ набл(набл a)]=набл(набл a)- набл(2)a; или rot rota =grad diva-набл a.При такого рода формальных преобразованиях необходимо следить, чтобы дифференциальный оператор набла в окончательном выражении стоял слева от той функциии, на которую он действует. Если оператор набла действует на произведение двух функций, то по правилу Лейбница (правило дифференцирования произведения) можно записать результат в виде суммы двух членов:набл (ф пси)=ф набл пси+ пси набл ф, или grad(phi psi)=phi grad psi+psi grad phiСочетая правило Лейбница с правилами векторной алгебры, можно получать соотношения такого типа:(набл (аф))= ф(набл а)+а( набл ф) или div(a phi)=phi diva+ a grad phi .В случае более сложных алгебраических выкладок па промежуточных этапах следует отмечать стрелкой ту функцию, на которую действует оператор "набл" не заботясь о порядке следования оператора и функций, и лишь на последнем этапе возвращаться к обычному порядку: [набл(аф)]= [набл а' ф]+ [набл а ф']=ф[набл а' ]-а[наблф'] или :rot(aphi)=phi rot a-[a grad phi] и получаем : div [ab]=b rot a-a rotb;rot[ab]= adiv b-b diva+ ( b(набл) a-(a(набл) b;grad(a b)=[a rot b]+[brota]+( b(набл) a+(a(набл) b.Все основные дифференциальные операции векторного анализа имеют определенный смысл, поэтому значения выражений gradф,div a , rot a не зависят от выбора системы координат. Все соотношения между дифференциальными выражениями также носят инвариантный характер. В приложениях часто встречаются поток вектора через заданную поверхность и интеграл от него вдоль заданной кривой: интеграл S adS=интегралSandS=интегралS(a1dx2dx3+a2dx3dx1+a3dx1dx2);интегралLadr=и нтегралL a tau dl=интегралL(a1dx1+a2dx2+a3+dx3). Где an=(an)проекция вектора а на нормаль к поверхности в данной точке,а тау=а(тау)-проекция его на единичный вектор тау, касательный к кривой, а dS - элемент площади поверхности, dl - элемент длины кривой. кривой. Пусть a - распределение скоростей движущейся жидкости, тогда первый интеграл равен объему жидкости, пересекающей данную поверхность в единицу времени. Если a - силовое поле, то второй интеграл равен работе, совершаемой при перемещении пробного тела вдоль данной кривой. В случае замкнутой кривой такой интеграл называется циркуляцией векторного поля. Эти интегралы фигурируют в основных теоремах векторной алгебры - Гаусса - Остроградского формуле и Стокса формуле: интеграл delta V an d S=интегралV div a dV,интеграл deltaS a dr=интегралS(rota)ndS.Здесьdelta V- поверхность, являющаяся границей области V,a deltaS- кривая, ограничивающая поверхность S. Кружки на значках интегралов означают, что интегрирование ведется по замкнутой поверхности и замкнутой кривой. Положительное направление нормали к поверхности S должно быть ориентировано относительно направления обхода контура deltaSтак же, как положительное направление оси x3 - относительно положительного направления вращения в плоскости x1, x2. Полагая в формуле Гаусса-Остроградского a= psi grad phi: теорема Грина: интеграл delta V psi( grad phi)ndS= интегралV{ psi"набл"phi+( grad psi grad phi)} dV и следствие от туда:интеграл дельта V( пси gradn ф-phi gradn psi)dS=интеграл V( psi"symmetric difference"phi-phi"symmetric difference"psi}dV.Понятия векторного анализа, определенные выше для евклидова пространства, можно обобщить на риманово пространство и другие многообразия. Дифференциальные операции приводят к понятию ковариантной производной, интегральные теоремы формулируются на языке дифференциальных форм.

User pointofnoreturn, 11.09.2008 23:09 (#)

(написано анонимно) 10.09.2008 16:33 (#)

ОПУХОЛЬ

http://abcfoto-album.boom.ru/gl0.htmlСамое полезное механическое или электронное оборудование, самый необходимый для нас специалист могут стать источником повышенной и, даже смертельной, опасности, если пренебречь "защитой от дурака".

SN 11.09.2008 23:11 (#)

пару слов о Большом Взрыве

данные от Коллайдера позволят подробнее узнать, что было "в самом начале". А вот что пока известно: Не следует воспринимать термин "Большой взрыв" буквально. Он не был бомбой, взорвавшейся в центре Вселенной. Это был взрыв самого пространства, который произошел повсеместно, подобно тому, как расширяется поверхность надуваемого воздушного шара. Понимание различия между расширением пространства и расширением в пространстве крайне важно для того, чтобы понять, каков размер Вселенной, скорость разбегания галактик, а также возможности астрономических наблюдений и природы ускорения расширения, которое, вероятно, испытывает Вселенная.Чем было вызвано расширение? Многие космологи считают, что в этом виноват процесс, называемый "инфляцией" (раздуванием), особый тип ускоряющегося расширения. А что относительно наибольших масштабов за пределом наших наблюдений? Расширяются ли разные части Вселенной по-разному, так, что наша Вселенная - это всего лишь скромный инфляционный пузырь в гигантской сверхвселенной? Никто не знает. Стандартной модели с холодным темным веществом: в названии модели - I CDM (Inflationary Lambda Cold Dark Matter model), инфляционная модель c лямбда -членом и холодным темным веществом) - отражены три ее важнейших компонента: процесс инфляции, космологическая постоянная, обозначенная греческой буквой лямбда, и невидимые частицы, известные как холодное темное вещество (его часто называют скрытой массой). Модель предсказывает, что после окончания инфляции сила гравитации вызвала сжатие областей повышенной плотности, что привело к формированию галактик и их скоплений. Процессу способствовало холодное темное вещество, образовавшее огромные облака, заметить которые можно только по их гравитационному влиянию. Космологическая постоянная - странная форма антигравитации, ответственная за происходящее ныне ускорение космологического расширения. согласно моделям, сразу после Большого взрыва темное вещество начало собираться в сферические сгущения, которые астрономы называют «гало». Барионы же, напротив, сначала не сгущались: взаимодействуя друг с другом и с излучением, они оставались в горячей, газообразной фазе. При расширении Вселенной этот газ остывал, и барионы тоже получили возможность сгущаться. Первые звезды и галактики сформировались из остывшего газа спустя несколько сотен миллионов лет после Большого взрыва — и не в случайных местах, а в центрах гало, состоящих из темной материи, которые к тому времени уже существовали. Начиная с 1980-х гг. теоретики создали детальные компьютерные модели данного процесса. Например, Simon D. M. White и Carlos S. Frenk показали, что первые структуры в основном были небольшими маломассивными гало из темной материи. А т.к. ранняя Вселенная была весьма плотной, эти маломассивные гало (и содержащиеся в них галактики) сливались, образуя системы большей массы. Поэтому формирование галактик было процессом наращивания, наподобие строительства домика из кубиков конструктора «Лего».

User pointofnoreturn, 13.09.2008 09:05 (#)

для всех кому интересно(СуперНове, "КЛ" и Гранённому(может быть) в том числе)

http://elementy.ru/LHC/news?theme=2653111#n430826 https://graniru.org/Society/Science/m.35719.html https://graniru.org/Society/Science/m.21458.html https://graniru.org/Society/Science/m.72193.html https://graniru.org/Society/Science/m.37640.html Это интересно и там есть всё(А у господина Борисова я попрошу простить меня , я очень прошу не счесть это бестактностью,типа "вот Вам розы из Вашего же сада".)

User pointofnoreturn, 15.09.2008 21:09 (#)

Вообще-то то, что тут привидено не такуж и неоспоримо( мого, неточностей, сокращений и вольностей, поэтому если хотите , то можно не читать)

Ещё раз о том, что "плохо"в СМ:1)не получается показать иерархию взаимодействий, т.е. имеется острая необходимость ответить на вопрос: почему масштаю электрослабых взаимодействий так сильно оличается от планковского:Mev~1TэВ(электрослабые),Мpl~10(16)ТэВ-планковсого .2) Она сама по себе не способна объяснить наличие 3-х покалений фермионов.3)Требовалось объяснить , почему правые и левые фермионы входят в лагранжиан несимметрично(проблема криальных фермионов)4)Выбор каллибровочной группы весьма произвольны.5)Описание хигсовых базонов требует большего числа параметров.6)Не включает в себя гравитацию. Теория струн и М-теория-вполне адекватным образом включают в себя гравитацию и дают основнойстимул для рассмотрения нашего пространства, как многомерного .(Пока “гравитация не включена в систему” эффективная четырёхмерность физики при низких энергиях объясняется тем, что вещ-во локализовано на бране.Включить в теорию грав. можно разными способами . АDD-модель,там пренебрегают натяжением браны (т.е. плотностью энергии на ед. 3-хмерного объёма браны) и рассматривают компактные доп. дополнительные измерения.Но размер этих измерений необязательно должны быть микроскопическими. Растояния при , к-рых негравитационные взаимодействия перестают быть четырёхмерными опр. динамикой на бране и могут быть меньше R.Четырёхмерный закон грав. взаимодействия был экперементально подтверждён….Эта возможность помогает по-новому взглянуть на проблему иерархии, т.е. можно ответить на вопрос почему масштаю электрослабых взаимодействий так сильно оличается от планковского:Mev~1TэВ(электрослабые),Мpl~10(16)ТэВ-планковские.). Все варианты этих теорий формулируются в пространстве и во времени с числом измерений больше 4-х...Развитие фундаментальной теории исл. феноменологического характера приводит к пониманию того ,как появляются доп. измерения и как они могут способствовать решению проблем эл. частиц.Это , к примеру, проблема иерархии, космологической постоянной и.т.д.Ф.и. базируются на слишком упрощённых теоретико-полевых моделях , отсюда есть ряд преимуществ и недостатков.Преимущества-когда рассматриваются различные модели , то обнаруживаются целый ряд новых явлений.Недостатки же в том, что "невозможно бывает осмыслить , какая и возможностей в природе реализуется". это происходит из-за того , что ф.т. могут неиметь ничего общего с фундоментальной теорией.Нередко и кол-ные оценки известны разве, что по порядку величины....До недавнего времени рассматривались модели Калуцы-Клейна., там дополнительные измерения компактны и однородны -это обеспечивало эффективную четырёхмерность в простанстве-вр. на растояниях превышающих масштаб компактификации (это размер дополнительных измерений), лишние измерения должны были быть микроскопического размера.( порядка планковской длины). На планковских масштабах l pl~10(-33)cм, а энергия Мpl~10(19)ГэВ.Пусть эта модель станет отправной точкой для далнейшего рассмотрения,хотя , в настоящее время особое внимание стали уделять представлению о "мире на бране" .(Самым простым случаем для рассмотрения является модель одного доп.измz.Где(х(мю), z)-полный набор координат в (4+1)-мерном пространстве.При низких энергиях физика будет четырёхмерной,если координата z-свёрнута с некот. радиусом копактификации R.Это будет значить, что z пробегает значение от 0до2п R,а точки z=0и z=2п R отождествлены.Т.о. пространсво представляет собой цилиндр,3 измерения к-рого бесконечны (х1,х2,х3),а четвёртое х4окружность с радиусом R.Если счесть цилиндр однородным,то метрика на нём будет плоской и можно будет выписать полный набор безмассовых функций свободной безмассовой частицы на цилиндре:фр,n=(ipмю х(мю)expinz/R,n=0,1,2. Тут pмю(3+1) мерный импульс,а n –собственное значение одномерного значения импульса.Далее pмю р(мю)- n (2)/ R (2)=0,отсюда неоднородные состояния с n не равным 0 имеют энергию Е=1/ R и их нельзя возбудить в низкоэнергетических процессах.С(3+1)-мерной точки зрения можно рассматривать как частицу опр. типа ,масса к-рой mn=|n|/R. Каждое многомерное поле соответствует “башне”состояний К-К четырёхмерных частиц с возрастающими массами.При низких энергиях рождаются только безмассовые частицы, поэтому доп. Изм. появляются ишь при высоких энергиях….) .....Привлекательно в минимальной суперсиметричной СМ (MSSM) и её многочисленных расширний состоит в том,что бегущие клибровочные константы связи альфа(аi)i(гдеi=1,,,2,,,3)соответствует калибровочным группам SU(1)y,SU(2)l,SU(3)c,объединяются на масштабе ВО(великое объединение)МGUT~10(16) ГэВ, где а1 определяется , как (5/3)ау.Это происходит благодаря логорифмическому поведению констант взаимодествий в соответствии .Объединение калибр. взаимодействий явл-ся сильной аргументацией в пользу MSSM и В.О.,но если речь идёт о теориях с большими доп. измер.этот довод должен будет потерять свою силу, т.к. гравитационные взаимодействия станут заметными и при низких энергиях( НА МНОГО ПРОЯДКОВ НИЖЕ МGUT).Так, что в данном случае, начнётся "новая физика"-( струны).Есть две возможности( по меньшей мере) объединения каллибровочных констант в теориях с большими дополнительными измерениями :1) степенное поведение констант в многомерных теориях 2) аплляция к безмассовым полям ,к-рые распространяются в 2-х больших измерениях и это приведёт к логарифмическому объединению .1-я идея( степенное объединение): например у нас есть масштаб энергий мю0,при нём доп. измерения будут доступны длякаллибровочных ,хигсовских и может быть кварковых полей MSSM , т.е. частицы MSSM ( как считается) будут покидать "нашу" брану , если энергия этих частиц будет мю0.Тогда MSSM при низких энергиях будет четырёхмерной , а при больших энергиях она будет D-мерной.На языке 4-хпространства у каждой MSSM -частицы есть свои К-К (Калуци-Клюни)партнёры ,массы к-рых начинаются со значения мю0. При этом грав. масштаб М-будет восприниматься ,как масштаб ультрофиолетового обрезания для D-мерной MSSM . MSSM -непереноримруется в пространстве-времени , где больше 4-х измерений, поэтому каллибровочные константы вз-вия при низких энергиях существенно зависят по степенному закону от мю0 и М(эволюция констант по степенному закону на масштабах выше мю0) .Правда останется неизвестным есть ли такие М и мю 0 в области нескольких ТэВ, чтоб каллибровочные константы вз-вия объединялись на масштабах УФ-обрезания:а1(М)=а2(М)=а3(М)is defined as (mod.ar.)a'2GUT (ф-ла 1), а их значения совпадали с эксперементально измеренными значениями :ay(-1)(Mz)=98.3;a1(-1)(Mz)=3/5ay(-1)(Mz)=59.0;a2(-1)(Mz)=29,6;a3(-1)= 8,5( ф-ла 2), тогда соотношение (ф-ла 1) заменит общепринятое объединение взаимодействий , тогда можно будет построить теорию ВО на энергиях выше фундаментального масштаба М, т.е степенной закон эволюции констант связи сделает эту возможность возможность очень вероятной . Теперь теория в d-плоских дополнительных измерениях , к-рые свёрнуты в тор.Включения MSSM в многомерную теорию , требует существование доп. частиц выше масштаба мю0. Минимальное расширение состоит в том , что башня К-К-состояния имеет эффективную N=2 cуперсиметрию; с 4-х мерной точки зрнения существует векторный N=2 супермультиплет для каждой калибровочной группы ,N=2 гипермультиплет для двух хигсоновских полей и этта (n с "носом") семейств N=2 гипермультиплетов лептонов и кварков.С таким составом материи однопетлевое между низкоэнергетическими значениями каллибровочных констант и их значениями на масщтабе обрезания будет выглядеть следущим образом:а(-1)i(M)=a(-1)(Mz) -bi/2пlnM/Mz+b~i /2пlnM/мю0-bi~п(d/2-1)/d(2) Г(d/2)[M/мю0)(d)-1](ф-ла 3).Там bi=(33/5,1,-3)-обычные дляMSSM коэффицент однополевой бетта функции ,аbi~=(3/5 +4этта,-3 + 4этта,-6+4этта)-коэффициенты бетта-функций в многомерных теориях. Из уравнения (3)-становится очевидным степенная зависимость между альфа i(-1)(Mz)от М и мю0.Это степенная эволюция констант, она будет отрожать размерность констант в (D=d+4)- мерных пространствах.В данном случае объеденение взаимодействий будет наблюдаться независимо от числа дополнительных измерений d и числа кварколептонных покалений этта, к-рые распространяются за пределами браны.Для определённого значения М( при фиксированных этта и d) параметр мю0 можно будет выбрать с таким расчётом. что будет выполняться условие ур. 1 .Это нетривиальное св-во для теорий с большим измерением и выбирая dраметр мю0 можно удовлетворить условия обеих ур.Объединение происходит при значении мю0 чуть ниже значения М, а константы связи очень быстро эволюционируют выше мю0... Константа к-бровочных вз-вий в точке объединения заведомо меньше единицы аi(M)is defined as (mod.ar.)a'GUT<<1.....Т.о.для теорий с большим колличеством измерений СС( суперсимметрии) для объединения каллибровочных констант может непотребоваться!!!В некот . несуперсимметричных многомерных рассширениях СМ каллибровочные взаимодействия могут объедтняться по степенному закону....Трудности степенного :техническая проблема -картина теряет стабильность по отношениям к эффектам, появляющимся при добавлении возможных непереномируемых операторов на масштабе обрезания.А логарифмическое ,к-рое присуще MSSM , будет выглядеть чисто случайным.Вот допустим у нас( в духе теории струн)калибр. константы альфа i(-1)z распростр. в двух доп. измерениях , помимо "нашей" браны есть некая др. брана-она будет источником этих полей и там есть объединение взаимодействий:аi(-1)(Zsource)=a0(-1),i=1.2.3,ну мы будем считать , что расстояние между бранами совпадёт с размером R доп. измерений..., значение а i(-1)(Zour)=a0(-1)-сi/2п ln(|Zour-Zsource|M)~R~Mpl/M(2)[ЭТО ЕЩЁ НЕ ВСЕ "ТОНКИЕ МЕСТА"](ур,4)....При :четырёхмерная планковская единица массы: Mpl=M(MR)(d/2) где d=2 лог. член:)-сi/2пln Mpl/М(2)(ур.5)...Здесь также будет наблюдаться ускоренный процесс распада протона. В обычных теориях объединения распад протона происходит за время:тау р~1/a(2)GUTMp*(МGUT/Мр)( 4)(ур.5).Если МGUT~10(16)ГэВ -эта отценка не будет противоречить эксперементальным ограничениям стабильности протона, но если МGUT сдвинетсяк М ( т.е. несколько ТэВ[АDD-модель,там пренебрегают натяжением браны (т.е. плотностью энергии на ед. 3-хмерного объёма браны) и рассматривают компактные доп. дополнительные измерения.Но размер этих измерений необязательно должны быть микроскопическими. Растояния при , к-рых негравитационные взаимодействия перестают быть четырёхмерными опр. динамикой на бране и могут быть меньше R.Четырёхмерный закон грав. взаимодействия был экперементально подтверждён….Эта возможность помогает по-новому взглянуть на проблему иерархии, т.е. можно ответить на вопрос почему масштаю электрослабых взаимодействий так сильно оличается от планковского:Mev~1TэВ(электрослабые),Мpl~10(16)ТэВ-планковские.В многомерных теориях четырёхмерная планковская масса не является постоянной величиной.Массовый масштаб многомерного гравитационного взаимодействия М , в данном случае и будет фундаментальным параметром....])-эта оценка даст очень малое время для жизни протона....Ну вот осюда и вытикает проблема, т.е. в данном случае , ВО должно происходить на масштабе М так ,чтоб расспад протона был на много порядков подавлен по отношени к отценкам , вытекающем из соображения размерности.В более общем случае глобальные квантовые числа ( напр. лептонные и барионные)могут несохранятся при включении квантовой гравитации .При фундаментальном грав. масштабе Мpl~10(19) ГэВ отценка из соображения размерности будет аналогичнаур5, а именно :таур~1/Мр(Мpl/Мр)(4)-значит нестабильность протона из-за эффектов гравитации неопасна.Если фундоментально квантовый масштаб будет составлять несколько ТэВ,то прийдётся привлечь спец. механизмы , напр калибровочные дискертн.симметрии ( ну об этом уже не буду)ЕЩЁ РАЗ ПРЕДУПРЕЖДАЮ, ЧТО ЭТОТ ПОСТ ОЧЕНЬ ГРУБОВАТ

User pointofnoreturn, 15.09.2008 23:15 (#)

Решение проблемы иерархии взаимодействий обязательно должно быть устойчивым относительно вычисления радиаьных поправок.Это привело к использованию глобальной суперсиметрии для обеспечения жёсткого соотношения между Mev и Мpl, тк. рассходимость там отсутствует это и делает это соотношение постоянным.Чтоб получить реалистический спектр частиц с таким подходом надо иметь спонтанное нарушение суперсимметрии. Это возможно с учётом супергравитации ( суперсиметричная теория Янга-Милса) , там N=1 некот число скалярных киральных полей полей и они обеспечивают нарушение каллибровочной и суперсимметрии.Без гравитации невозможно построить феноменологически уд. теорию...Но данная теория никак не может быть фундаментальной, она лишь эффективная теория(одна из ключивых проблем -она не яв-ся перенормируемой...). Если считать фундоментальной полевую теорию , то эта терия должна обладать значительно более высокой симметрией , чем N=1супергравитация.[ПУСТЬ БУДЕТ МНОГО СОКРАЩЕНИЙ, МОЖНО?].Повысить симметрию можно двумя способами:1)рассматривают теорию с расширенной N-суперсимметрией ( d+4- мерное пространство -время)2) К-К идея где есть симметрия локальных (N=1)-суперобразований dмерного пространства и d>4.В первом случае , что бы получить ф.т.нужен механизм , к-рый нарушил бы N>1-суперсимметрию до N=1, а во втром случае нарушилась бы общекоординатная симметрия d-пространства :-второе нарушение есть спонтанная компактификация.....(ТУТ Я МНОГОЕ ОПУЩУ, ПРОСТО ЭТО И ТАК ДЛИННО ПОЛУЧАЕТЬСЯ, ВСЁ ЭТО НЕ ПОДХОДИТ ДЛЯ ФОРУМОВ)К-К компактиффикация : d- мерном пр-вр. рассматриваются ур., к-рые описывают грав. поле , возможо взаимодействующее с полями материи .Ищется решение специального видаМ(d)=M(4)xB(d-4) , к-рое отвечает d- мерному многообразию ( пространство Минковского или де-Ситера)это компактное внутреннее пространсиво В(d-4).Вакуумная метрика будет иметь блочный вид: gMN(gмюню(х),0;о,gмюню(у))х(мю)-координаты на М(4), а у(m)- координата на В(d-4).В качестве M(4)и В(d-4) обычно рассматриваются пространства Энштейна (тезор Риччи пропорционален метрике). Предпологается, что вакуумные решения должны быть в некот. смысле стабильными............Каллибровочные поля:( нулевые моды оператора массы, операторы Бельтрами -Лапласа,Дирака и Лихнеровича).Стандартный абзац К-К: gмюню=g'мюню(х)+Амю(а)(х)Аню(b)(x)K(m,a)(y)K(n,b)(y)g'mn(y);gмюn=Амю(а )(х)K(m,a))(y),gmn(y)=g'mn<y> .... Вообщем поля Янга-Миллса с каллибровочной группой G в К-К теории возникают , как компоненты метрики . В рамкаж многомерной чистой гравитации эта метрика( обозначим её 1)не уд. ур. движения , а для полей А(а)мю не получается стандартный лангриандж Янга-Милса. Важным исключением является компактификация на тор, а также В=Н, где Н -полупростая группа Ли.Тогда левоинвариантные векторные поля будут называться полями Киллинга . Соотношение для бинваринтной метрики на Н:К(а')mK(b')m= sigma (a'b'). тогда этот анзац начинает уд. ур. движения.Согл. этого анзаца так же требует включению скалярных полей:-последние имеют очень важное значение в современных каллибровачных теориях поля , они обеспечивают механизм Хигса - спонтанного нарушения симметрии -там нужно большее число параметров, чтоб их описать....(МОЖЕТ ОСТАЛЬНОЕ, ИЛИ ЭТО ЖЕ, НО ДЕТАЛЬНО ПОТОМ? )

X-ray 10.09.2008 14:15 (#)

21 октября запустят не два протонных пучка, а протонный и антипротонный

Иначе они не смогут циркулировать навстречу друг другу...

Х-ray 10.09.2008 14:18 (#)

И вобще у такой установки должно быть несколько запусков

и все они - полноценные: Первый циркулирующий пучок, первые встречные пучки, первый выход на нужную энергию, превый выход на приемлемые для эксеримента параметры. Этот ребенок рождается по частям.

(написано анонимно) 10.09.2008 14:31 (#)

Ребенка звать Blackhole ?

(написано анонимно) 10.09.2008 15:24 (#)

Blackhole - это Путин со своей челядью, а здесь речь идет об очень очень большом современном миккроскопе.

(написано анонимно) 10.09.2008 17:10 (#)

Подучи физику (за 10ый класс)

Никаких антипротонов не будет - только протоны.

(написано анонимно) 10.09.2008 15:50 (#)

А не е...нет?

Северный 10.09.2008 16:01 (#)

Главное, что б не ебнуло, а так пущай балуются. А то реально, не хочется быть персонажами Халф лайфа...

(написано анонимно) 10.09.2008 16:07 (#)

ауу

есть кто живой?

(написано анонимно) 10.09.2008 16:12 (#)

Зимой? Зимы не случится.

redyktor 10.09.2008 16:14 (#)

незнаю насчет всего этого каето не доверие ну да столкнут две частицы какие то получат маленнькую малюсинькую черную дыру и что и пиздец а может и нечего и не будет так стоит ли рисковать? Не я могу понять рик благародное дело но и атомная бомба тоже наверно таже было благородным делом в НАЧАЛЕ

(написано анонимно) 10.09.2008 16:33 (#)

По формуле выходит, что ничего не будет. Говорят, что формула правильная...

(написано анонимно) 10.09.2008 16:35 (#)

А почему этого коллайдера построили именно в Швейцарии,а не в России,на всякий случий?

(комментарий удалён)
Дедушка 10.09.2008 20:23 (#)

Артур Кларк уже про это писал:

- Еще час, и будем на аэродроме, - сообщил он через плечо Чаку. И добавил чуть погодя: - Интересно, как там машина - уже закончила? По времени - как раз. Чак не ответил, и Джордж повернулся к нему. Он с трудом различил лицо друга - обращенное к небу белое пятно. - Смотри, - прошептал Чак, и Джордж тоже обратил взгляд к небесам. (Все когда-нибудь происходит в последний раз).
Высоко над ними, тихо, без шума одна за другой гасли звезды.

(написано анонимно) 10.09.2008 22:31 (#)

Кстати, вот сколько российских команд участвует в вычислениях для этого проекта.. http://lhcathome.cern.ch/lhcathome/team_search.php?keywords=&country=R ussia&type=0&submit=Search

livejournal.com vlauga [livejournal.com], 10.09.2008 23:40 (#)

Ни хрена на этом колесе не получат. А что бы деньги вбуханные оправдать, придумают очередную теорию со сверхтемной энергией)))

(написано анонимно) 11.09.2008 00:24 (#)

чужие деньги считать - это по-нашенски.кстати, как дела с отечественными проектами? и какие теории придумывают отечественные кулибины, дабы "оправдать своё привелигированное положение по сравнению с армией"?

ГЫ ГЫ ГЫ 11.09.2008 19:26 (#)