Понтифик киргиз-кайсацкия орды
На карте мира число "белых пятен" - стран, которые не посетил понтифик-путешественник, - сокращается не по дням, а по часам. Однако к поездкам по странам бывшего СССР Иоанн Павел II испытывает особую симпатию. Прежде всего потому, что каждая такая поездка еще раз доказывает: личные усилия понтифика в борьбе с коммунизмом не пропали даром. С другой стороны, любое путешествие папы в страну бывшего Советского Союза рассматривается Ватиканом как приближение к Москве. Такие визиты привлекают огромное международное внимание и практически всегда порождают в зарубежной прессе закономерный вопрос: почему папу не зовут в Россию? Если учесть, что из бывших советских республик после сентябрьских визитов понтифика в Астану и Ереван "неохваченной" останется лишь половина, наступление Ватикана на Москву можно считать достаточно успешным.
Впрочем, во время визита папы в Казахстан Ватикан планирует решить и другие важные задачи. Еще в ноябре 1999 года во время поездки в Индию папа объявил, что основным приоритетом деятельности римско-католической церкви в ближайшем столетии будет евангелизация Азии. Сегодня католическая община Казахстана немногочисленна. Из 17 миллионов населения 47 процентов исповедуют ислам, 44 процента - православие. Католичество же представлено лишь 360 тысячами потомков депортированных сюда при Сталине немцев и поляков, из которых, по признанию местного католического руководства, лишь 50 тысяч регулярно посещают храмы.
Тем не менее католики развернули в Казахстане весьма активную деятельность, результатом которой стало появление трех апостольских администратур и создание новой епархии в Караганде. В 1998 году между руководством Казахстана и представителями католических структур был заключен конкордат, в результате которого католики получили возможность работать в стране без особых хлопот. И когда в том же 1998 году правительство Казахстана предложило внести в действующий закон о религии поправки, вводящие жесткий контроль государства и регулирование им активности нетрадиционных религиозных ассоциаций, представители римско-католической церкви ни словом не обмолвились об ущемлении свободы совести. Между тем в Индии, где визит папы сопровождался многочисленными демонстрациями индуистов с требованиями прекратить христианский прозелитизм, Иоанн Павел II жестко заявил, что контролировать личную веру или обращение людей к Богу не имеют право ни государство, ни какие-либо группы, а распространять евангельское слово - моральный долг каждого христианина.
Приезд папы в Астану безусловно будет содействовать дальнейшему закреплению в Казахстане католических структур, в том числе орденов и духовных школ, которые занимаются подготовкой католического духовенства из местного населения. В условиях кризиса римско-католической церкви в Европе, где храмы и семинарии пустуют, создание католических общин в Азии, в том числе и на постсоветском пространстве рассматривается как залог будущего церковного возрождения. Эти надежды имеют основания: как известно, наибольших успехов католики достигли в последние годы в странах Африки и Латинской Америки. В Казахстане, как сообщает агенство Благовест-инфо, накануне папского визита наблюдается настоящий бум вокруг билетов на мессу с участием понтифика. И уже сейчас наблюдатели единогласно признают, что мусульман на ней будет гораздо больше чем христиан.
Статьи по теме
Понтифик киргиз-кайсацкия орды
Любое путешествие папы в страну бывшего Советского Союза рассматривается Ватиканом как приближение к Москве. Такие визиты привлекают огромное международное внимание и практически всегда порождают в зарубежной прессе закономерный вопрос: почему папу не зовут в Россию? Если учесть, что из бывших советских республик после сентябрьских визитов понтифика в Астану и Ереван "неохваченной" останется лишь половина, наступление Ватикана на Москву можно считать достаточно успешным.