статья Праздник, который опять с Кучмой

Вадим Дубнов, 25.06.2001
Фото AP

Фото AP

К визиту папы римского украинская власть предприняла такие меры безопасности, чтобы каждому стало ясно: уроки на тему утраты властной бдительности она после кассетного скандала усвоила навсегда. Маршрут движения папамобиля по Киеву держали в секрете, похоже, даже от милиционеров, которые в результате всеобщей украинской мобилизации на всякий случай дежурили едва ли не всех киевских улицах. Заменяя непременных в таких случаях ликующих жителей - им, напротив, было предписано не только освободить мостовые, но и в целях собственной безопасности не слишком высовываться из окон.

Чтобы объявить субботний день приезда папы рабочим, некоторым образом был перекроен календарь, и законный выходной граждане отгуляют вместе с днем Конституции 28 июня. Божественную литургию вынесли за черту города на огромное поле спортивного аэродрома, и все равно ожидалось, что желающих пройти ради нее четыре-пять километров будет около полумиллиона человек.

Из десяти секторов были заполнены два самых небольших, да и те в ходе торжества помаленьку растеклись по летному полю в поисках горячего чая - то, чего недопредусмотрела власть, довершила не по-киевски слякотная погода.

Впрочем, власть, расположившаяся в VIP-секторе и по специальной отмашке почитавшая папу вставанием, обескураженной отнюдь не выглядела. Власть получила такую индульгенцию, которую со времен средневековых королей, кажется, не получал еще ни один правитель.

Сроки исторического визита папы на Украину были окончательно согласованы и утверждены в феврале-марте - как раз тогда, когда положение президента Кучмы казалось настолько печальным, что рассчитывать на исполнение Ватиканом намеченного графика мог только самый отчаянный оптимист. Теперь же совсем не исключено, что года через два многим придется вспомнить, что очередная избирательная кампания триумфально началась 23 июня в аэропорту Борисполь, под пропеллерами лайнера авиакомпании "Алиталия". А через несколько часов на торжественной встрече глав Украины и Ватикана президент Кучма сделал несколько заявлений - весьма поучительных для тех, кто еще совсем недавно снисходительно ждал, как Кучма с покаянием явится в Москву.

Каносса, как и прежде, располагается совсем в другом месте. За несколько дней до начала визита РПЦ и украинская православная церковь Московского патриархата "закликали" прихожан: смиритесь. Ничего уже не сделать, визит не отменить, акции вроде перекрывания Крещатика уже давно воспринимаются в Киеве как буффонада, тем более что столица, готовящаяся к десятилетию независимости, и так безнадежно перекопана.

Власть, кстати, ко всем этим московским маневрам относилась с безупречным пренебрежением. И на исторической встрече с Пастырем Кучма Россию не вспоминал. Заметив лишь, как он рад возможности показать Иоанну Павлу II прекрасный град, из которого и воссиял всему простирающемуся на восток пространству свет христианства.

Строго говоря, католиков на Украине 5-7 процентов. Греко-католиков, чей обряд неотличим от православного, но которые вернулись - кто из подполья, кто из под длани советской РПЦ - под покровительство Ватикана, процентов двадцать, да и сосредоточены они ближе ко Львову, куда папа отправится из Киева и где, как совершенно справедливо заметил министр иностранных дел Анатолий Зленко, его ждут так, словно он будет гостем каждого.

В самом же Киеве ожидание папы не вызывало и десятой доли тех страстей, которыми жил город, скажем, в предощущении игры киевского "Динамо" с мадридским "Реалом". Но дело не в этом. Ведь что, собственно говоря, такое экуменизм, в духе которого были выдержаны все речи в ходе визита? Это когда едва ли не половину всех собравшихся на литургию, по латинскому ли обряду или по византийскому, представляют не католики и не униаты, а обыкновенные православные, которые в Украине уже давно отчаялись разобраться, к какому патриархату - Московскому ли, Киевскому или вовсе автокефальному - они принадлежат. И потому папа Иоанн Павел II для них просто наместник апостола Петра, а это уже не зависит ни от каких привходящих нюансов, и когда еще появится возможность увидеть его совершающим для них, пусть и православных, божественную литургию.

Словом, Ватикан не мог не понимать, что определение "пастырский" к визиту подходит с большой долей условности. Поборов искушение отложить визит в связи с украинским политическим и украино-российскими церковными скандалами, Ватикан признал высшую объективность и дал миру святейший знак: Кучма, пусть даже вознамерившийся идти на третий срок, - отнюдь не главная интрига разворачивающегося уже десятый год действа. Кучму, оперирующего совсем иными историческими категориями, этот диагноз вполне устроил.

А уже в сентябре Москву ждут новые испытания. Папа собирается в Ереван. А в Киеве ждут вселенского патриарха Константинопольского Варфоломея. Который, в отличие от чуждого папы, вполне способен поставить точку в истории владычества РПЦ на Украине.

В Киеве - материальное, во Львове - духовное - Грани.Ру, 21.06.2001
Россия-Украина (досье Граней.Ру)
ВИЗИТ ПАПЫ В УКРАИНУ (сайт УГКЦ)
The Holy See: Pastoral Visit in Ukraine, 2001

Вадим Дубнов, 25.06.2001