статья "Москва все-таки настроена на диалог с Римом"

Наталия Бабасян, 31.05.2001
О. Георгий Чистяков. Фото с сайта www.deti.msk.ru

О. Георгий Чистяков. Фото с сайта www.deti.msk.ru

На вопросы корреспондента Граней.Ру отвечает священник Георгий Чистяков, директор научно-исследовательского центра религиозной литературы Всероссийской библиотеки иностранной литературы.

Наталия Бабасян: Патриарх Алексий II постоянно высказывает недовольство визитом папы на Украину. Получается, что он вмешивается во внутренние дела независимой соседней страны. Какое отношение Украина имеет к Русской православной церкви?

Георгий Чистяков: Русская православная церковь включает в себя христиан не только одной России. Ее епархии находятся на территории всего бывшего Советского Союза за исключением Грузии - Грузинская православная церковь автокефальна. Все остальные бывшие советские республики входят в каноническую территорию Русской православной церкви. Напомню, что такие наименования, как Константинопольская, Антиохийская или Александрийская церковь, связываются не с территорией, а только с местопребыванием главы этой церкви. Когда мы говорим "Русская православная церковь", возникает ассоциация с Российской Федерацией, что неправильно. РПЦ распространяется не только на Россию, но и на сопредельные страны. Это - первое.

Второе. Действительно, святейший патриарх не поддерживает идею визита папы на Украину в данный момент. Но за последнее время он неоднократно говорил, что встреча между ним и Иоанном Павлом II возможна. Поэтому не надо слишком драматизировать ситуацию и видеть в позиции Московского патриархата только противостояние Ватикану. Мне кажется, что Москва все-таки настроена на диалог с Римом, хотя они видят этот диалог по-разному.

Н.Б.: Когда патриарх говорит о возможности встречи и диалога, о чем идет речь со стороны РПЦ?

Г.Ч.: Папа уже встречался не только со вселенским, но и с румынским и грузинским патриархами, так что такая встреча возможна. Позиция патриарха Алексия II и Синода, как я полагаю, заключается в том, что эта встреча не должна носить протокольный характер, ее цель не в том, чтобы попасть на первые полосы газет и журналов. Она должна венчать собой какой-то процесс. Если проследить, кто из католических иерархов бывает в России и кто из православных иерархов бывает в Ватикане, а также на конференциях и встречах, происходящих по инициативе католической стороны, получится, что диалог ведется. Но с точки зрения Москвы, этот диалог должен вестись в рабочем режиме, тогда как с точки зрения Ватикана, он должен проходить в режиме тех паломнических поездок папы, которые он регулярно совершает. Мне представляется, что хотя противоречия между Москвой и Ватиканом и по поводу Украины, и по ряду других вопросов существуют, здесь сталкиваются не две непримиримые позиции, но две разные ментальности, разных подхода, разных взгляда на место первоиерарха в жизни церкви. Что касается восточных патриархов, то такие встречи не очень вписываются в историю православия. Патриархи и друг с другом встречаются главным образом в богослужебной ситуации, а не для переговоров.

Н.Б.: В последнее время опять заговорили о католическом прозелитизме в России. Но по существующей статистике католиков в стране около полумиллиона. Можно ли говорить о какой-то чрезмерной активности католиков по переманиванию в свою церковь православных?

Г.Ч.: Я думаю, что можно говорить о такого рода активности отдельных католических священников, потому что у некоторых представителей католического духовенства такая позиция есть. Но конечно нельзя говорить о такой позиции архиепископа Кондрусевича или других епископов, которые руководят католиками на территории России. Многие из тех, кто в начале своего служения относился к православию если не отрицательно, то настороженно, сегодня достаточно открыты по отношению к православной церкви. У всех католических епископов очень неплохие отношения с местными православными архиереями, и они конструктивно взаимодействуют с православием в своих регионах.

Наталия Бабасян, 31.05.2001