статья Патриарх боится папы

Наталия Бабасян, 30.05.2001

Чем ближе начало поездки Иоанна Павла II на Украину, тем громче звучит возмущение этим фактом патриарха Алексия II. Меньше чем за месяц глава Русской православной церкви успел и усомниться в искренности покаяния папы перед православными, и намекнуть на возможность приезда понтифика в Россию в случае решения существующих между католиками и православными проблем, и, находясь в мусульманском Азербайджане, еще раз высказать претензии к Ватикану.

Недовольство Святейшего можно понять: РПЦ продолжает считать Украину своей канонической территорией и смириться с утратой на ней своего влияния никак не может. Между тем визит папы на Украину во многом стал возможен благодаря расколу православия в этой стране и нежелания руководства РПЦ предоставить находящейся в ее подчинении Украинской православной церкви автокефальный статус. Однако согласиться на это для Московского патриархата фактически значит публично заявить: "Да, наша внешняя политика оказалась неповоротливой и несостоятельной, мы не смогли не только договориться с католиками и униатами, но и своевременно отреагировать на изменение внутриполитической ситуации на Украине и в результате Украину практически потеряли".

Поскольку подобное признание невозможно, руководству РПЦ остается лишь топать ножкой и снова и снова возмущенно рассказывать об ужасах католического прозелитизма и трех православных епархиях, якобы разгромленных греко-католиками. О том, что после 10 лет свободы совести католиков на всю Россию всего 500 тысяч, а Западная Украина, где расположены упомянутые епархии, с XVI века была униатской и стала православной только усилиями товарища Сталина, при этом скромно умалчивается. На деле и католическое присутствие в России, споры вокруг возвращения греко-католикам принадлежавших им до 1946 года храмов - не что иное, как удобный повод шантажировать Ватикан. "Нас в России так мало, о каком прозелитизме вы говорите", - удивляются католики. "Зато у вас тут ордена работают и нашу паству переманивают, - отвечает им РПЦ. - Вот когда вы их отсюда уберете, мы, может, и обсудим с вами визит папы в Москву".

Что касается греко-католиков, то возвращение им имущества произошло еще в начале 1990-х. Передел его в пользу Московского патриархата невозможен, и в Чистом переулке это прекрасно понимают. Осведомлены здесь и о том, что никакого разгрома православия на Западной Украине не было: просто представлено оно там на данный момент не промосковской церковью, а украинскими автокефалистами (УАПЦ) и филаретовцами (УПЦ КП). Однако этот вопрос продолжает муссироваться. Расчет верный: шум вокруг трех "разгромленных православных епархий" дает возможность поторговаться с правительством Украины вокруг собственности, доставшейся другим, "неканоническим", православным, и одновременно повод для откладывания на неопределенный срок папского визита в Россию .

Почему же перспектива появления Иоанна Павла II в Москве вызывает столь ожесточенное сопротивление со стороны руководства РПЦ? Главная причина - страх. Иерархия опасается протестов так называемой "православной общественности" - наиболее политически активной и консервативной части паствы, тесно связанной с монастырями, где патриарха, как известно, уже однажды - после выступления в 1991 году перед нью-йоркскими раввинами - переставали поминать за богослужением как главу церкви. В то же время Алексий II, чей авторитет в основном обеспечен близостью к государству, имеет все основания бояться, что на фоне пусть престарелого, но реального христианского лидера его имидж может значительно пострадать. Так что дискуссии вокруг визита папы в Москву будут вечными. Если, впрочем, в них не вмешается Кремль, которому приезд Папы по какой-либо причине может показаться необходимым. В таком случае рычаги воздействия на Святейшего могут найтись довольно быстро. Главное - политическая воля и целесообразность.

Наталия Бабасян, 30.05.2001