Патриарх боится папы
Чем ближе начало поездки Иоанна Павла II на Украину, тем громче звучит возмущение этим фактом патриарха Алексия II. Меньше чем за месяц глава Русской православной церкви успел и усомниться в искренности покаяния папы перед православными, и намекнуть на возможность приезда понтифика в Россию в случае решения существующих между католиками и православными проблем, и, находясь в мусульманском Азербайджане, еще раз высказать претензии к Ватикану.
Недовольство Святейшего можно понять: РПЦ продолжает считать Украину своей канонической территорией и смириться с утратой на ней своего влияния никак не может. Между тем визит папы на Украину во многом стал возможен благодаря расколу православия в этой стране и нежелания руководства РПЦ предоставить находящейся в ее подчинении Украинской православной церкви автокефальный статус. Однако согласиться на это для Московского патриархата фактически значит публично заявить: "Да, наша внешняя политика оказалась неповоротливой и несостоятельной, мы не смогли не только договориться с католиками и униатами, но и своевременно отреагировать на изменение внутриполитической ситуации на Украине и в результате Украину практически потеряли".
Поскольку подобное признание невозможно, руководству РПЦ остается лишь топать ножкой и снова и снова возмущенно рассказывать об ужасах католического прозелитизма и трех православных епархиях, якобы разгромленных греко-католиками. О том, что после 10 лет свободы совести католиков на всю Россию всего 500 тысяч, а Западная Украина, где расположены упомянутые епархии, с XVI века была униатской и стала православной только усилиями товарища Сталина, при этом скромно умалчивается. На деле и католическое присутствие в России, споры вокруг возвращения греко-католикам принадлежавших им до 1946 года храмов - не что иное, как удобный повод шантажировать Ватикан. "Нас в России так мало, о каком прозелитизме вы говорите", - удивляются католики. "Зато у вас тут ордена работают и нашу паству переманивают, - отвечает им РПЦ. - Вот когда вы их отсюда уберете, мы, может, и обсудим с вами визит папы в Москву".
Что касается греко-католиков, то возвращение им имущества произошло еще в начале 1990-х. Передел его в пользу Московского патриархата невозможен, и в Чистом переулке это прекрасно понимают. Осведомлены здесь и о том, что никакого разгрома православия на Западной Украине не было: просто представлено оно там на данный момент не промосковской церковью, а украинскими автокефалистами (УАПЦ) и филаретовцами (УПЦ КП). Однако этот вопрос продолжает муссироваться. Расчет верный: шум вокруг трех "разгромленных православных епархий" дает возможность поторговаться с правительством Украины вокруг собственности, доставшейся другим, "неканоническим", православным, и одновременно повод для откладывания на неопределенный срок папского визита в Россию .
Почему же перспектива появления Иоанна Павла II в Москве вызывает столь ожесточенное сопротивление со стороны руководства РПЦ? Главная причина - страх. Иерархия опасается протестов так называемой "православной общественности" - наиболее политически активной и консервативной части паствы, тесно связанной с монастырями, где патриарха, как известно, уже однажды - после выступления в 1991 году перед нью-йоркскими раввинами - переставали поминать за богослужением как главу церкви. В то же время Алексий II, чей авторитет в основном обеспечен близостью к государству, имеет все основания бояться, что на фоне пусть престарелого, но реального христианского лидера его имидж может значительно пострадать. Так что дискуссии вокруг визита папы в Москву будут вечными. Если, впрочем, в них не вмешается Кремль, которому приезд Папы по какой-либо причине может показаться необходимым. В таком случае рычаги воздействия на Святейшего могут найтись довольно быстро. Главное - политическая воля и целесообразность.
Статьи по теме
Патриарх боится папы
Почему же перспектива появления Иоанна Павла II в Москве вызывает столь ожесточенное сопротивление со стороны руководства РПЦ? Главная причина - страх. Иерархия опасается протестов так называемой "православной общественности" - наиболее политически активной и консервативной части паствы. А Алексий II, чей авторитет в основном обеспечен близостью к государству, боитися, что на фоне пусть престарелого, но реального христианского лидера его имидж может значительно пострадать.