статья Роман из спецхрана

Виталий Портников, 21.05.2004
Роман Абрамович. Фото AFP

Роман Абрамович. Фото AFP

Счетная палата огласила итоги разрекламированной проверки в Чукотском автономном округе. Роман Абрамович опять отделался легким испугом. Удивительный человек! А, собственно, почему мы должны ему удивляться? Что мы вообще о нем знаем? Даже сейчас г-н Абрамович остается одним из самых таинственных российских миллиардеров. Никто доподлинно не знает, откуда он взялся и куда может исчезнуть – если вообще собирается исчезать. Никто не знает, какая собственность принадлежит ему лично в контролируемых им компаниях, таких, как "Сибнефть", и свои ли деньги он тратит на "Челси".

Тиражируется трогательная история о мальчике из небогатой еврейской семьи – он рано потерял отца и мать, был усыновлен дядей, долго не знал, кто его настоящие родители, и стремился выбиться в люди. Но святочный тон рассказа нарушается, как только появляется фраза "решил заняться нефтяным бизнесом". Потому что в Советском Союзе времен перестройки заняться нефтяным бизнесом можно было приблизительно с такой же легкостью, как, скажем, создать политическую партию. Некоторые, конечно же, создавали – например, Владимир Жириновский, - однако не по личной инициативе, а по воле соответствующих структур. Примерно те же структуры - только другие их отделы – курировали нефтяной бизнес.

Но дело не только в нефти. Абрамовичу была доверена деликатная миссия – его стали называть "кассиром" семьи первого президента России Бориса Ельцина. Анатолий Чубайс вспоминал, что с Абрамовичем его познакомили дочь Ельцина Татьяна Дьяченко и глава администрации президента Валентин Юмашев – будущий зять Бориса Николаевича. Напомню, как удивлена была работавшая в кремлевской группе журналистов Елена Трегубова, когда пресс-секретарь Ельцина Сергей Ястржембский, пытаясь объяснить ей очередную кремлевскую интригу, не стал называть фамилии Абрамовича вслух, а написал ее на листе бумаги. Информированная журналистка даже не знала, кто это такой, и была уверена, что Ястржембский написал не фамилию, а отчество Березовского.

Но Абрамович – не Березовский. Он неприметен, практически не появляется на публике, должностями не озабочен, публичной политикой не интересуется, любит джинсы и свитеры. Настоящий кассир! Это сейчас в России популярна песня "хочу такого, как Путин". Когда на сцене появился Абрамович, длинноногие девушки распевали другую – "Бухгалтер, милый мой бухгалтер!".

Быть может, только несколько десятилетий спустя мы узнаем, кем был на самом деле Роман Абрамович: одним из богатейших людей России и мира, делавшим миллиарды из воздуха в стране, где даже рядовому гражданину даже пивной ларек открыть непросто, - или же просто умелым распорядителем доверенного ему состояния. Состояния, заработанного – и зарабатываемого – не бизнесменами, а высокопоставленными чиновниками, которые не стремятся считаться самыми богатыми, зато хотят пользоваться плодами собственных успехов и правильно их вложить и потратить. Для такого рода поручений незаметный и неразговорчивый Абрамович – самая лучшая кандидатура.

И поскольку он с ними справляется, ему можно доверить кое-что поинтереснее. Скажем, возглавить целый субъект федерации. Или обольстить чересчур самоуверенного коллегу призраком всемирной нефтяной монополии. Ведь именно Роман Абрамович, владелец "Сибнефти", предложил слияние владельцу "ЮКОСа" Михаилу Ходорковскому. А когда до поглощения ЮКОСом "Сибнефти" оставалось всего лишь несколько формальных шагов, Ходорковский очутился в изоляторе в ожидании суда. Абрамович здесь, конечно же, ни при чем. Хотя его недоброжелатели в Москве и поговаривают, что если бы Миша отдал Роме акции "ЮКОСа", он уже завтра был бы на свободе.

Но это, разумеется, гнусная клевета на обоих предпринимателей. Ходорковский сидит по политическим мотивам, а Абрамович пытается сохранить свою компанию – так думать проще и удобнее. Для того чтобы такая точка зрения укоренилась, чтобы связь "семейного кассира" с властью не прослеживалась, власть время от времени устраивает показательные проверки то "Сибнефти", то Чукотки. Показательно, что, в отличие от "ЮКОСа", никого в тюрьму не сажают и арест на акции не накладывают. Но зато газеты могут написать, что Абрамовичу скоро конец, что он следующий в очереди за Ходорковским, что он переводит все свои – свои! – капиталы за рубеж. Абрамович удовлетворенно улыбается с телеэкрана во время футбольных матчей. Похоже, ему нужен именно такой ореол гонимого олигарха – с такой репутацией на Западе удобно, никто не будет спрашивать, откуда деньги.

И в отставку с поста губернатора Чукотки Абрамович не уходит. Ведь в отличие от журналистов, аудиторов Счетной палаты и болельщиков отечественных клубов, не могущих простить ему потраченные на "Челси" деньги, один из самых богатых людей России знает: пока он остается главным кошельком непобежденной "семьи", на родине ему ничто не угрожает.

Виталий Портников, 21.05.2004