статья Вперед, к победе Виктора Геращенко!

Ярослав Скворцов, 26.08.2003
Виктор Геращенко.

Виктор Геращенко.

Сообщения о том, что кандидат в народные депутаты Виктор Геращенко выступает в союзе с лево-патриотическими силами, было воспринято с некоторым недоверием. Многим памятен эпизод, имевший место сразу после голосования думцев за утверждение кандидатуры г-на Геращенко на пост главы Банка России в самый разгар кризиса 1998 года. "Виктор Владимирович, каковы, на ваш взгляд, основные задачи ЦБ на этом непростом для экономики страны этапе?" – поинтересовался кто-то из газетчиков. "Вперед, к победе коммунизма!" – ничтоже сумняшеся парировал ВВГ.

Коллеги Геращенко по ЦБ были тогда немало напуганы, повторяя: "Мы-то к его неординарным заявлениям привыкли, а вот что вокруг подумают". Правда, в нынешней ситуации к неожиданному решению своего теперь уже опять экс-патрона на Неглинной относятся менее эмоционально. "Очень умное решение, - прокомментировал Граням.Ру решение Виктора Геращенко один из сотрудников, много лет работавший под его началом. – Шансы вернуться в ЦБ при нынешнем главе государства у него минимальные: Геращенко явно не ожидал прошлогодней отставки. Следовательно, что-то там наверху у него в отношениях не выстроилось. А Дума – это реальная возможность влиять на принятие решений. Так что Геращенко – молодец".

И вправду: если разобраться, у решения Виктора Геращенко "пойти в большую политику" можно найти несколько вполне резонных мотивов.
Во-первых, согласимся с источником в ЦБ: Геращенко явно засиделся без дела. И если в первый раз после отставки с поста главы Банка России (напомним, что случилось это вскоре после "черного вторника" осенью 1994-го), немного помыкавшись, он нашел себе дело в Международном Московском банке, сейчас энергичный ВВГ явно простаивает.
Во-вторых, попадание в новую Думу лишь на первый взгляд кажется чем-то не слишком достойным человека такого уровня. Депутаты работают с ЦБ очень плотно, утверждая кадровые назначения, урезая его полномочия или отбирая прибыль. Ответственные работники Банка России – нередкие гости в Охотном ряду, а практика перехода народных избранников на руководящие должности в главный банк страны становится доброй традицией. Таким образом, вполне можно допустить, что став, предположим, председателем какого-нибудь подкомитета по банкам и финансам, Геращенко автоматически становится первым в списке "партрезерва" – пользуясь его же терминологией – на случай каких-нибудь кадровых потрясений. Тем более что срок нынешнего всенародно избранного истечет раньше полномочий следующего состава Думы. Заметим попутно, что ЦБ является тем самым местом, куда Геращенко легко и привычно возвращаться.

В-третьих, из Думы можно попасть не только обратно в Банк России, но и пойти на повышение куда-нибудь еще. Скажем, в правительство. Нет, ну правда: почему глава Банка Латвии Эйнар Репше может стать премьером своей страны, председатель Нацбанка Карачаево-Черкесии Мустафа Батдыев - претендовать на президентский пост у себя на родине, а бывший председатель Банка России должен довольствоваться меньшим?

И наконец, в-четвертых: в нижней палате российского парламента к Геращенко относятся традиционно хорошо. Чтят, уважают. Быстро утверждают и его самого, и представляемых им членов совета директоров Банка России. Последнее обстоятельство давно стало поводом для разговоров о серьезном лоббистском потенциале Виктора Владимировича. Вот забавно будет посмотреть, как теперь – если все сложится – станет депутат Геращенко принимать гонцов из того же ЦБ или заинтересованных коммерческих банков.

Ярослав Скворцов, 26.08.2003