статья Камера смотрит в...

Линор Горалик, 09.04.2002

Смотрю "Люсию и секс" и задыхаюсь от ужаса: не вставляет. То есть первое, наверное, по-настоящему эротическое кино смотрю за последние лет пять - не вставляет. Прекрасно снято, чудесно сделанные эротические сцены, член, как правильно заметила Юля Г., в пол-экрана - не вставляет. Доктор, может, это со мной что-то не так? Доктор, вот я смотрю, как девочка на большом экране в кинотеатре MDM у мальчика в рот берет - на большом экране, в кинотеатре MDM! - не вставляет! Доктор! Почему? Доктор! Неужели действительно так примелькались голые тела, влагалища, члены эти ваши, доктор, эти ваши груди совокупляющиеся, что меня - не вставляет? Доктор! Но ведь это хуже кокаина, что же мне теперь - повышать дозу, что же мне - на спид переходить, что же мне - внутривенно эту вашу эротику? А? А? Доктор! Ну сделайте же что-нибудь!

Педофилия // Мохорев. Просто Мохорев

Евгений Мохорев. Сережа и Маша. Ванная комната (детский приют). Среда детских игр. 1992 Фотобиеннале сверкает из разных точек Москвы голым телом в неожиданном движении - по крайней мере одна из тем выставки заявлена как "Тело и Движение". Две других - "Дети и детство" и "Пейзаж" - дивным образом ложатся на первую: воображение рисует а) педофилические изыски вроде голого катания на трехколесных велосипедах (там на самом деле нет такого. Это личное мое. Лично Вам, доктор.), б) голое катание ренессансных пастушек по примятой мураве. На самом деле с телом все не так интересно (пока что; в мае обещают больше), как с детьми, - в частности, фотографии - реальные - из португальского фотоателье середины тридцатых, где растерянные или, наоборот, сосредоточенные карапузы одеты христианскими святыми (и ленты с именами наперевес!) - Пьер и Жиль кусают локти и плачут 35-миллиметровыми слезами.

Но сейчас не хочу о них говорить, ну их. Хочу о Евгении Мохореве. Только о нем, то есть. То есть на самом деле у меня такое ощущение, что надо писать о нем - только - раз в неделю и быть совершенно счастливой, что хоть это можешь, если самой не под силу снимать этих зачарованных подростков соломонова возраста ("когда юноши неотличимы от девушек") в их зачарованной стране, в их зачарованном "Времени смутных желаний".

Таня Сазанская пишет о Мохореве и мохоревских детях: "Вторичные половые признаки убивают эротизм. Тогда начинается животность. И секс. Волосатые подмышки, титьки, шершавость подбородка, взгляд аксакала. Никакого трепета. Гумберт святой. Он все равно любил Лолиту. Даже когда она стала теткой." Милая Т., я только добавлю, что мохоревские подростки так бередят, мне кажется, тебя и меня не потому, что вторичные половые признаки или отсутствие их, а потому, что они, милая Т., страшны, что это не подростковый pinup американских тинских журнальчиков и не дешевое порно с хитро поглядывающими в камеру восьмилетками, но цветки, растущие из ада - тут детский приют, там пляж и стеклянные шприцы, здесь свалка, там полуразрушенный подъезд. Ангелы навоза, милая Т. Мне кажется, мохоревское новаторство и мучительный этот эротизм - даже когда они одеты и все такое - происходят именно из этого чудовищного взгляда, такого взгляда, что непонятно уже, что хочется: съесть? погладить? выебать? убить, пока он тебя не убил?

Дендрофилия // Пойдемте обнимем березку

Два события сразу к теме британской консервативности, - сейчас о первом, потом о втором. Первое: международный "Гринпис" отснял очередной календарь на тему борьбы за права растений, и британцы выражают этому календарю глубокое "фэ"; "Гринпис" огрызается и говорит: не про ваши, мол, постные рожи было снято, чертовы пуритане. На самом деле календарь не бог весть как страшен - никаких голых детей, никаких пенисов во весь экран. Просто двенадцать лучших фотомоделей Испании, как честные зайчики, построились и дали сфотографировать себя нагишом, в нефти с ног до головы, ради зеленого мира на земле. Изображения символизируют залитую нефтью мать сыру-землю и ее немереные страдания. 20 % выручки идет в фонд помощи лианам или чему-то там еще, 80 % - в карман фотографу по имени Хайме де Лаигуана.

Случались, скажем прямо, фотографии и пооткровеннее. Но в Британии почему-то нашлись желающие назвать календарь постыдным и скандальным; "Гринпис" в ответ заявил, что женщин никто не эксплуатировал, они сами захотели помочь маленьким лепесткатым друзьям, что календарь на самом деле пристойней некуда и что вообще никто не планировал распространять его в Британии, "где до сих пор есть проблема с наготой", а только в Испании, где такой проблемы нет и нагота, видимо, встречается у каждого встречного-поперечного.

Собственно, самым интересным моментом во всей истории является возможность подметить - если мне не кажется - некую тенденцию: общества по защите самых гуманных ценностей оказываются наиболее вызывающими в плане рекламы - что, бесспорно, логично, ибо тема их обывателю скучна и жалобными глазами панды или розовой пастью вымирающего тигра обывателя не заманишь, остановиться не заставишь. Соответственно, рекламные кампании обществ защиты природы-животных-яиц-прав человека-насекомых-мебели-инвалидов и пр. слабых сих оказываются брутальнее, провокативнее и откровеннее, чем любая реклама консьюмерских брендов. Так, знаменитая кампания PETA "I'd Rather Go Naked", в которой отмечается голенькой то та, то другая звезда кино или эстрады, длится уже больше десятка лет, а не так давно другое общество охраны животных демонстрировало роскошные фотографии очень красивых леди в окровавленных шубах на голое тело. Таким прелестным образом кампании по продвижению в массовое сознание гуманитарных ценностей оказываются кампаниями по продвижению в массовое сознание определенной сексуальной свободы. Хочется снять календарь с голыми тетками в помощь сексуально озабоченным подросткам. Довернуть, так сказать, идею.

(1)

Феллатофобия // Цензоры сосут

Консервативная Британия-2. Не прошло еще и двух лет с тех пор, как в Королевстве вырезали сцены с изнасилованием из французского "Трахни меня" (Baise-moi), как ситуация повторяется с другим французским же артхаусным кино: "Порнограф" Бертрана Бонелло был допущен к прокату в британских кинотеатрах только при условии, что из фильма будет удалена сцена минета продолжительностью 11 секунд. Зарвавшийся редактор, которому было поручено провести деликатную операцию, удалил 17 секунд. Компания-прокатчик настаивает на том, чтобы ей вернули шесть секунд минета (что, конечно, лучше, чем ноль секунд минета, но убеждает меня лишний раз задуматься о средней продолжительности минета). Кроме того, даже после этого копания Tarlan Metro собирается пускать перед показами "Порнографа" заставку с сообщением о том, что фильм был "искромсан" из-за архаичности местных законов.

В самой Франции "Порнограф" шел с рейтингом "детям до шестнадцати", в 11 других странах - с рейтингами, варьирующимися от PG ("только в сопровождении родителей") до R18 ("только для зрителей старше 18 лет"). Британия - первая страна, где "Порнографа" решили сокращать. Бонелло заявил, что пусть его самого считают порнографом, но это - варварство.

Самое интересное, что такая ситуация происходит в стране, где я среди бела дня на Camden Lock видела огромного, затянутого с ног до головы в черную кожу с заклепками бугая, из круглого выреза на штанах которого мне нежно подмигивало весомое мужское достоинство. То есть британская консервативность сегодняшнего дня все больше начинает напоминать мне консервативность времен королевы Виктории, когда двор был набит чопорными пуританами, а очереди в подпольные дома терпимости занимали с трех часов дня.

(2)

Источники:

(1) Scotsman

(2) Guardian UK

Современная фотография (досье Граней.Ру)

Линор Горалик, 09.04.2002