статья Любовь к восьми сиськам

Линор Горалик, 06.08.2001
Фото CNN

Фото CNN

Между прочим, изображение в лос-анджелесском аэропорту было признано достойным отображением художественного мира художника, - и теперь не будет ни снято, ни деформированно. Милый, мы все-таки летим в Лос-Анджелес (1).

Геронтофилия // Чем сердце успокоится

Никогда у меня не было идола, ролевой модели, того, что каждой девочке положено иметь в возрасте между двумя и семьюдесятью годами, что положено лелеять, изучать, боготворить, использовать, отбрасывать, обретать и повторять все сначала. Никогда не хотелось мне походить на Мать Терезу, Мадонну, Веронику Долину, Ларису Долину, Царицу Савскую, Королеву Фей.

Видимо, дело в возрасте - моем и идола. Кажется, мы обе созрели. Ей девяносто четыре года, ее зовут Дерси Гонсалвиш, она совершенный зайчик, актриса, комическая актриса, модель, журналист, социальная фигура, и когда мне будет девяносто четыре года - oh Lord! - я хочу быть как она. Я хочу не стесняться вялой груди и дряблых ног, не бояться быть смешной и скандальной, не лезть за словом в карман, не ловить журавля в небе, не пить, не стать козленочком. Я хочу, чтобы когда мне будет девяносто четыре года, меня тоже хотел фотографировать "Пентхаус". Пусть даже бразильский. Пусть даже в качестве иллюстрации к статье о лицемерном отношении к старости. Пусть даже только ради делания вида, что их волнуют социальные вопросы. Хочу, хочу, хочу.

Дерси Гонсалвиш. Фото ReutersСимвол бразильских свобод, сильно накрашенная бабуська с белыми буклями, два года назад Дарси снималась для рекламы белья - воинственная и нахрапистая, в красном лифчике и красных бикини, страшная, как смерть в представлении Бодлера, - развратная, морщинистая, костлявая старуха с похотливым взглядом и хваткими пальцами скелета. Меньше года назад Дарси участвовала в традиционном карнавале в Рио: висящие бурдючки грудей, тряская походка, блестки, перья, феерический ужас. Я тоже хочу так. Я тоже так хочу.

Она говорит, что не помнит, сколько у нее было пластических операций. Что не понимает, почему ей не предложили сняться голой раньше. Что не собирается "ничего скрывать". Бедный фотограф. Бедные мы. Не потому, что нам на это смотреть, а потому, что мы так не сможем. В ее возрасте - мы не сумеем. Нас ждут не чулки в сетку, а сетка-авоська, не шпанские мушки, а мертвые мухи на подвешенной двенадцать лет назад и забытой навеки клейкой ленте, не бархатные подушки модных салонов, а желтоватый кафель крошечных квартирок, не белые букли парика, а розовая кожа пушком покрытого черепа. Если мы доживем до ее лет, конечно (2).

Гомолалия // Где ж мой Ромео?

Сестра Лоренцо
Дай о твоих делах поговорим.
Ромео
Молчи о том, чего не понимаешь!
Когда б ты так же молода была;
Ее любила; час, как обвенчалась;
Убила бы Тибальта; тосковала
И шла бы в ссылку, ты б могла по праву
Судить о том. Тогда б ты на себе
Рвала волосья, по полу каталась,
Снимая мерку гроба для себя.

Театр Рэттлстик, Лондон, поставил лесбийский вариант "Ромео и Джульетты".

Лесбийский. Гейский. Квирский. С лесбийскими, гейскими, квирскими постельными сценами. Действующие лица:

Ромео Монтекки, лесбиянка.
Джульетта Капулетти, лесбиянка.
Сестра Лоренцо, священница, специалист по гомосексуальным бракам.
Горничная Капулетти, трансвестит.
Эскал, черная женщина.
Бенволио, гомосексуалист.
Меркуцио, лесбиянка.
И другие.

В принципе я испытываю некую неприязнь к переделкам классических произведений; наверное, это тяжелое наследствие детства, журнала "Крокодил", всех этих ужасных "старых сказок на новый лад". Шекспир же, видимо, как-то особенно сладок для римейкеров: Шекспир дважды оказывался влюбленным, "Как вам это понравится?" был сыгран чисто мужским составом в одном из лондонских театров, умерли Розенкранц и Гильденстерн... Могло бы надоесть, пора бы надоесть, даже в общем успело основательно надоесть, но две вещи греют мне душу. Первая - прелестная историческая рифма с изначальными, прижизненными постановками Шекспира, когда всех девочек играли мальчики и, значит, действо было квирским, трансвеститским по самой своей сути. Вторая - наслаждение, получаемое мною при виде модных идей, доведенных до абсурда.

Сегодняшняя навязчивая, липкая мода на гомосексуальную культуру, необходимое присутствие подобного элемента в любом фильме-книге-спектакле-культурном явлении настолько набила оскомину, что рэттлстикская постановка, кажется, играет ту же роль по отношению к мелодрамам с гомосексуальным налетом, какую фильм "Марс атакует" сыграл в свое время по отношению к космо-патриотическим боевикам: гротеск, абсурд, нечего добавить, можно только отсмеяться, попрощаться, забыть тему навсегда (3).

Эйнофобия // Вино и женщины

Та самая наклейка с апатичной девицей

Вино, закон, голые женщины - атрибуты фильма о Диком Западе, атрибуты боевика или крупного скандала - оказались на этот раз компонентами трогательного пуританского инцидента. В то время как во всем мире семийон урожая 1999 года от Питера Лемана будет продаваться с наклейкой, изображающей апатичную гологрудую деву, в США и Канаде полки будут уставлены бутылками с портретом той же девы, но в зеленом платье. Пристойный вариант наклейки был разработан австралийцем-производителем по собственной инициативе, просто из опасения, что американское Бюро по контролю за продажей алкогольных напитков, табачных изделий и оружия не допустит девичьи соски в страну невинных душ, набитую табаком, алкоголем и огнестрельным оружием. Опасение не случайно: прецедентов хватало, некотрые этикетки запрещали то навсегда, то на время, некоторые выпуски вин становились в силу запрета коллекционными, и если бы не частота повторений, можно было бы заподозрить Бюро и производителей в некотором, что ли, сговоре. Но сговора нет, а есть этикетки, приличные и неприличные: этикетку работы Балтуса для вин Ротшильда запретили в 1993-м - карандашный контур голой девушки, отказ по причине "слишком юного возраста изображенной модели" - разрешили в 1996-м - видимо, модели исполнилось наконец 18. На этикетках вин компании Clos Pеgаs в 1993 был изображен кубистического вида голый юноша. Гениталии заретушировали, этикетку разрешили. И еще, и еще, и еще.

Все это как-то трогательно и грустно - не скандалы, а такое тихое, камерное перетягивание моральных ценностей. Я понимаю, я все понимаю: Бюро и так уже виновато в том, что дети умирают от рака, пьяные старушки попадают под поезд, черные мальчики отстреливают друг другу пальцы, приличные люди блюют после приличных вечеринок, хорошие девушки бегают по школьным коридорам, паля в одноклассниц, и лично наши легкие покрыты темным медом никотиновых смол. Им, бедным, не хватает только обвинения в распространении порнографии; да и справедливость должна торжествовать - а ее не предвидится: если будут голые бутылки - что должно происходить с сигаретами и оружием? Голые верблюды? Голые пистолеты? (4)

Источники:
(1) CNN
(2) The Times of India
(3) Guardian Unlimited
(4) Ottawa Citizen

Линор Горалик, 06.08.2001