Трое судей получили длительные сроки за квартирное мошенничество
Верховный суд России приговорил в понедельник к длительным срокам лишения свободы судей, признанных виновными в мошенничестве с московскими квартирами. Об этом сообщает РИА "Новости".
Cудья Бабушкинского суда Нина Мишина приговорена к 11 годам заключения, судьи Бутырского суда Василий Савелюк и Нина Ивченко - к 12 и 14 годам соответственно.
Савелюк и Мишина признаны виновными по двум статьям Уголовного кодекса, а Ивченко - по четырем.
Судьи были взяты под стражу в зале суда.
Согласно приговору, Ивченко и Мишина будут отбывать наказание в колонии общего режима, а Савелюк - строгого. Кроме того, осужденные лишены права занимать государственные должности в течение трех лет.
Представитель прокуратуры просил суд приговорить Ивченко и Савелюка к 15 и 12,5 годам лишения свободы. Для Мишиной гособвинитель просил назначить наказание в виде 12 лет лишения свободы.
По этому делу проходил уже осужденный Алексей Евстафьев. По версии следствия, именно он разработал схему афер со столичными квартирами. Члены преступного сообщества по поддельным документам представлялись родственниками умерших жителей Москвы. А судьи, зная фактические обстоятельства, выносили заведомо неправосудные решения, то есть признавали за вымышленными родственниками право собственности на квартиру в порядке наследования.
Судей обвиняют по трем статьям Уголовного кодекса - "мошенничество", "вынесение неправосудных решений" и "участие в преступном сообществе с использованием служебного положения". Мишиной вменяется также "служебный подлог".
В ходе предварительного следствия Ивченко признала вину по всем эпизодам. Она просила суд при вынесении приговора учесть то обстоятельство, что она добровольно прекратила участие в преступной деятельности группы. После оглашения приговора защитник Нины Ивченко Борис Скобелев заявил, что подаст кассационную жалобу, в которой будет просить смягчить наказание.
Савелюк и Мишина не признали вины ни по одному пункту обвинения. Их адвокат Александр Морозов после приговора заявил, намерен добиваться оправдания своих подзащитных. "Приговор карательный, осуждены люди, которые не имеют к этому никакого отношения", – цитирует защитника Интрефакс.
По делу также проходит пенсионер Леонид Снитков, которому вменяется неоднократное мошенничество в крупном размере и пособничество в вынесении заведомо неправосудных решений.
По данным Генпрокуратуры, за время своего существования сообщество, возглавляемое Евстафьевым, незаконно присвоило 110 московских квартир на общую сумму более 5 миллионов долларов. В 1997-1998 годах судьи вынесли 80 неправосудных решений в пользу квартирных аферистов.
В 2004 году Мосгорсуд приговорил четверых членов этой преступной группы - Алексея Евстафьева, Александра Клюса, Анатолия Вака и Людмилу Яроцкую - к лишению свободы на срок от девяти до 12 лет.
Комментарий
На Савелюка, Мишину и Ивченко уголовное дело было заведено в 2000 году, хотя все трое судей попали в поле зрения правоохранительных органов еще в 1998-м. И только спустя пять лет появился на свет приговор. Объясняется это не столько запутанностью дела, сколько особым статусом судей.
Судью нельзя оперативно разрабатывать – следить за ним, прослушивать телефонные разговоры, вести скрытую съемку. Прокуратура может только проводить официальную проверку деятельности судьи, а собрав факты - просить его дать показания. Судья же имеет право от показаний уклониться, что, как правило, и происходит. Тогда прокуратура, обнаружившая в действиях судьи состав преступления, направляет материалы с просьбой о возбуждении уголовного дела в Генпрокуратуру, откуда они переправляются в Верховную коллегию судей. Если она соглашается с аргументацией обвинения, то отправляет дело обратно в Генпрокуратуру. Оттуда дело направляется в квалификационную коллегию судей для анализа всех сомнительных эпизодов профессиональной деятельности подозреваемых (в данном речь шла о более чем 80 судебных решениях). И только потом генпрокурор может дать санкцию на возбуждение против судьи уголовного дела.
Если бумаги не завернут на одном из этих этапов, то они опишут круг и вернутся в Генпрокуратуру самое короткое через полгода. То есть с момента, когда судью предупредили, что против него копают, он имеет массу времени для маневра.
Поэтому обвинительные приговоры в отношении служителя Фемиды выносятся редко, и то не слишком суровые. Так, в 2002 году шесть лет общего режима получил судья Верховного суда Якутии Валерий Решетняк. Он спьяну положил из служебного пистолета трех прохожих, двое из них скончались. Коллеги посчитали, что судья палил по людям по неоcторожности.
Практика показывает, что судейский корпус выдает своих только в двух случаях: когда преступление очевидно (как в случае с Решетняком) или когда судья лишается покровительства начальства. Как-то слабо верится, что трех федеральных судей могли так просто пристроить на скамью подсудимых только за взятки и махинации с квартирами. СМИ пестрят историями о фантастических по противозаконности приговорах. Наглость и такая, словно судью у подъезда ждет звездолет, на котором он вот-вот покинет пределы солнечной системы.
А тут судьям выпали поистине былинные сроки. Видимо, и впрямь велика вина Савелюка, Мишиной и Ивченко. И не столько перед законом, сколько перед системой, которая от них отказалась.
Справка
Из вердикта ВС по делу судей, обвиняемых в квартирном мошенничестве
Суд учитывает, что подсудимые совершили преступления, представляющие повышенную общественную опасность, их деяния относятся к категории тяжких и особо тяжких преступлений.
РИА "Новости"