статья "Неамериканская" трагедия

Владимир Абаринов, 06.05.2004
Заключенный в Абу-Грайбе. Кадр CBS c сайта Drudgereport

Заключенный в Абу-Грайбе. Кадр CBS c сайта Drudgereport

Тюрьма Абу-Грайб – один из самых зловещих застенков эпохи Саддама. Здесь вершил бессудную расправу кровавый режим, превративший пытки и казни в рутину. Сразу после освобождения в апреле прошлого года узники вслед за стражей разбежались; все, что могло пригодиться в хозяйстве, включая двери, оконные переплеты и кирпичи, выломали и растащили в дни повального мародерства местные жители. Солдаты коалиции сделали ремонт, оборудовали туалеты, душевые кабины и санитарную часть, после чего камеры снова заполнились арестантами.

В июне во главе 800-й бригады военной полиции была поставлена бригадный генерал Джэнис Карпински, обладательница внушительного послужного списка: войну в Заливе 1991 года она прошла в составе cил специального назначения. В ее ведение поступили три большие тюрьмы и 34 тысячи резервистов. В декабре прошлого года она гордо заявила в интервью флоридской St. Petersburg Times о тюрьме Абу-Грайб: "Условия содержания здесь лучше, чем дома у заключенных. В какой-то момент мы даже беспокоились, что они не захотят уходить на волю".

На волю отпускали тех, кто случайно подвернулся при зачистках. Остальные делились на три категории: обычные уголовники, лица, совершившие "преступления против коалиции", и вожаки вооруженного подполья. Именно последняя немногочисленная категория подлежала интенсивным допросам, проводившимся сотрудниками военной разведки и ЦРУ. Именно этих заключенных и взяла в оборот группа тюремщиков-контрактников во главе со старшим сержантом Айвэном Фредериком. Об их затеях дают ясное представление обошедшие весь мир фотографии: раздетых догола узников заставляли принимать унизительные позы, в том числе сексуального характера. Сами члены шайки обоего пола позируют рядом с глумливыми улыбками на лицах. Они не считали нужным скрывать ни свои действия, ни снимки. Уголовное дело было заведено после того, как контрактник Джозеф Дарби получил от них для просмотра компакт-диск с этими самыми картинками. Дарби сразу осознал серьезность материалов. Сначала он подбросил анонимное письмо военным следователям, а потом явился лично и дал показания под присягой.

В отношении Фредерика следственные действия закончены. 9 апреля состоялись слушания коллегии военных юристов, решавших вопрос о привлечении обвиняемого к суду военного трибунала. Доказательства были сочтены достаточными. Еще пятеро ныне находятся под следствием. Седьмой член преступной группы, рядовой Линди Ингленд, оказалась беременной и отозвана на базу Форт-Брэгг в Северной Каролине. Это та самая молоденькая девица, которая на одной из фотографий с сигаретой в зубах весело показывает пальцем на гениталии мастурбирующего иракца.

На предварительном судебном разбирательстве интересы обвиняемого, помимо военного адвоката, представлял гражданский, Гэри Майерс – опытнейший юрист, составивший себе имя 33 года назад на защите виновных в резне мирных жителей вьетнамской деревни Майлай в провинции Сонгми (по этому делу был осужден лишь один человек лейтенант Уильям Келли). Ни один из вызванных в судебное присутствие свидетелей защиты на допрос не явился: одни оказались слишком далеко от места действия, другие воспользовались Пятой поправкой к Конституции, освобождающей от необходимости свидетельствовать против себя. Не допрашивался и никто из пострадавших узников. Коллегии хватило показаний сослуживцев Фредерика, один из которых, в частности, рассказал, что старший сержант, показывая ему на двух заключенных, совершающих по его приказу непристойные действия, сказал: "Посмотри, чем занимаются эти твари, стоит только оставить их без присмотра на две секунды". А присутствовавшая при сем заядлая вуайеристка Линди Ингленд присовокупила: "Да у него и впрямь стоит!"

Фредерик утверждает, что действовал если не по прямому указанию, то с одобрения офицеров военной разведки, распорядившихся "подготовить заключенных к допросам" и не беспокоиться о последствиях. В этом военным судьям еще предстоит разобраться. Важная деталь состоит в том, что Фредерик и другой член преступной группы, Чарльз Грэнер, - в прошлом профессиональные тюремные охранники. Поступив в армию, оба поначалу служили в дорожной полиции и были переведены в тюрьму именно с учетом их опыта.

Телекомпания CBS, в распоряжении которой оказались снимки, поставила в известность должностных лиц Пентагона, требуя комментариев. Те попросили придержать материал. Компания пошла навстречу, но спустя две недели, когда стало известно, что документы предварительного расследования заполучил великий и ужасный Сеймур Херш из еженедельника New Yorker, нарушила обет молчания. Американское общество ответило бурей негодования. Сразу стало ясно, что репутации Вооруженных сил США и Америки в целом нанесен непоправимый ущерб, дискредитированы цели и смысл американской миссии в Ираке. Во вторник высокопоставленные должностные лица дружно назвали инцидент "нетипичным". Министр обороны Дональд Рамсфелд созвал специальный брифинг, на котором объявил действия контрактников "абсолютно неприемлемыми и чуждыми американцам" (впрочем, термин un-American имеет и другое значение – "антиамериканский"). А в среду интервью двум арабским телекомпаниям дал президент Буш, назвавший действия контрактников "отвратительными" и пообещавший предать виновных в руки правосудия без всяких поблажек.

Филиппики по поводу "неамериканского" поведения тюремщиков вряд ли основательны. Свои выродки есть у каждого народа. Некоторые из них идут в армию именно в расчете дать волю своей патологической склонности к насилию. Никакая война не способствует смягчению нравов – напротив, ожесточает людей. Стоит напомнить, что и террорист Тимоти Маквей, взорвавший федеральное здание в Оклахома-Сити, и вашингтонский снайпер-убийца Джон Аллен Мохаммед – ветераны первой войны в Заливе. К тому же, как отмечает в своем комментарии обозреватель Washington Post Энн Эпплбом, высшие должностные лица США не раз заявляли, что глобальная кампания против террора – это война особого типа, к которой якобы неприменимы законы и обычаи войны традиционной.

Бесчинства в тюрьме Абу-Грайб посылают скверный сигнал не только арабскому миру, но и России. Теперь Москва, как только в каком-либо международном собрании речь зайдет о жестокости федералов в Чечне, сразу скажет про соринку в чужом глазу и бревно в своем. Тем не менее Чечня и Абу-Грайб – не одно и то же. Во-первых, пока нет достаточных оснований квалифицировать действия Фредерика и его подельников как пытки – им вменяются в вину унижения и издевательства над узниками. Во-вторых, и это еще важнее, несопоставима реакция общества. Американцы потрясены и не успокоятся, пока виновные не получат по заслугам. Они пытаются объяснить самим себе случившееся, но ни у кого не поворачивается язык выступить с апологией негодяев.

Владимир Абаринов, 06.05.2004


новость Новости по теме